Болотова Татьяна.

  Свидетельство 2015 года Болотовой Татьяны, прихожанки храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище,  о влиянии на  жизнь помощи её земляка преподобного Аристоклия Афонского.

« Родилась я в городе Оренбурге, скорее всего в том же старинном роддоме, что и младенец Алексей Амвросиев, будущий старец. Помню мне было лет пять, когда именно на том самом месте, где стоял его дом по улице Советской в городе Оренбурге,  я ответила на чей-то вопрос, что буду жить в Москве. Хотя кроме названия ничего о ней не знала, но твёрдо верила в это. Помыслы стали явью и оказавшись в столице, испытывала необъяснимую помощь: легко поступила, училась и закончила институт, который находится рядом с  Афонским подворьем на Полянке. Удачно вышла замуж, но  уехав из Москвы, начала испытывать трудности во всём.

  Много претерпев жизненных невзгод, часто переезжая по городам, я вновь оказалась в Москве. Как же тяжело было вновь устроиться в столице, будучи уже на пенсии, знает только Бог и Преподобный. Так вот, не принятая детьми, подругами в Москве, я ночевала на вокзале, мёрзла и молила преподобного Даниила Московского, праведную Матрону Московскую и преподобно-мученицу Елизавету о покупке жилья, где-нибудь около них. В безвыходный момент нашлось мне местечко с жильём и работой опять прямо у подворья на Полянке. А жильё себе купила действительно между Даниловским монастырём и Марфо-Мариинской обителью. Стала прихожанкой Донского монастыря и вопрошала: «А как же от блаженной Матронушки я далеко?».

  Но и тут преподобный Аристоклий Афонский не оставил свою дочь. Он привёл меня в храм Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, ранее мне не известный, где есть почитаемые места захоронения его и как оказалось, блаженной Матронушки рядом с моим домом.

  Но самое интересное, ведь я так и не знала своего молитвенника от моего рождения, не знала ничего о старце, а когда узнала  и увидела его фотографии, то вспомнила ещё одно своё спасение от смерти из детства.

  Однажды, сильно меня застудив, родные думали, что я умираю и  не вызывали врачей, боясь гнева моей матери. Так я и провалялась без сознания недели две. Когда же впервые очнулась и открыла глаза ранним утром, то увидела старца с белой длинной бородой, в белой широкой на выпуск рубашке, теперь я думаю, что это был подрясник. В луче какого-то ясного неземного света, он стоял  под иконами в переднем углу, маленького роста, пухленький, как гном и ласково, ободряюще улыбался, глядя на меня. Большой палец правой  руки у него был зацеплен за верёвочный поясок.  Мне было тогда года четыре  и в комнате никого не было. Ощущение радости и покоя от его доброго и лучистого взгляда я помню до сих пор. С тех пор я начала поправляться, так, что всех удивило моё выздоровление, о чём позже поведали мне, взрослой, родные. Позднее я всех не раз спрашивала про весёлого старичка, но никто такого по моему описанию  не знал. Думаю, что это мне явился о. Аристоклий и по его молитвам  смогла выздороветь.

  У Бога случайностей не бывает. Поэтому своё частое пребывание в детстве на закрытой территории  Успенского женского монастыря города Оренбурга, где в годы гонений располагался военный завод и работал мой отец, а ранее  подвизалась матушка Матрона Амвросиева, считаю знаком от старца. Помню даже монахинь бывшего монастыря, которые тоже «просачивались» за запретное ограждение. Даже в 2011 году  приютил меня  тот же уже, восстанавливаемый монастырь, когда покидая родной город, перед отъездом в Москву, я  осталась временно  без жилья и, как оказалось, без желания родных  приютить меня.

  Так вот, теперь только, я поняла, что всегда меня вёл по жизни преподобный Аристоклий Афонский. Для чего? Наверно для того, чтобы я послужила Богу как могла. Ведь в Москве, закончив катехизаторские курсы, я теперь занимаюсь с детками в воскресной школе. А главное при храме Сошествия Святого Духа на Даниловское кладбище в день памяти старца, а значит с его благословения, открыт Исторический клуб имени преподобного  Аристоклия Афонского, который также с его помощью,  как когда-то, выпускает просветительную литературу и занимается поисками сведений об истории и захоронениях нашего кладбища. Только теперь, занимаясь богоугодным делом, я обретаю покой и умиротворение, так как всю жизнь я искала его и смысл своей жизни и не находила. Как я рада, что обрела своего молитвенника и духовного отца — знает Бог и преподобный  Аристоклий Афонский!

  Преподобный  Аристоклий Афонский, моли Бога о нас!»

 

                          Очерк о храме Сошествия Святого Духа

                                          на Даниловском кладбище

  Исторический клуб имени преподобного  Аристоклия Афонского изучает почти 250-летнею историю  Даниловского кладбища и Храма Сошествия Святого Духа,  Основание которому положила деревянная церковь, освященная 31 декабря 1772 года в  память священномучеников Херсонесских для отпевания усопших.

  Церковь была устроена для нужд холерного кладбища, устроенного в 1771 году во время эпидемии чумы в слободе Даниловского монастыря, графом Григорием Орловым, по именному указу Екатерины II. Он повелел открыть несколько новых городских кладбищ подальше от стен тогдашней густонаселенной Москвы. Одно из них появилось  на территории слободы древнего Данилова монастыря за окружным Серпуховским валом между Свято-Даниловым и Донским монастырями, теперь на месте этого вала сквер. Но название осталось его – Серпуховской вал.

  За Серпуховской заставой на северном склоне Андреевского оврага расположено одно из самых больших в Москве кладбищ – Даниловское. В прошлом при всяком упоминании о Даниловском кладбище отмечалось очень красивое его местоположение – на рельефной местности с остатками древней сосновой рощи по берегу речки Чуры. Увы, теперь нет даже и этих остатков. А Чура почти вся упрятана под землю.

  До 1917 года на кладбище хоронили главным образом ремесленников, мещан и купцов, а в советское время — время гонений, оно являлось наиболее значительным местом погребения православного духовенства.

  Старый  деревянный храм со временем изрядно обветшал, а территория кладбища  и количества треб увеличились. Поэтому по проекту архитектора позднего классицизма   Федора Михайловича Шестакова, был возведён уже новый каменный храм с флигелями. Строительство и благоустройство велось  в 1829-1838 годах на средства купца Семёна Логиновича Лепешкина, а также средствами  именитого московского купечества – Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных, Зубовых и других и  длилось целых 9 лет.

  Здание храма квадратно-кубовой формы эпохи московского классицизма было построено в стиле ампир и освящено 25 сентября 1832 года.   Главный престол – в честь Сошествия Святого Духа, а второй оставили в честь святых мучеников Херсонеских.

  В XX столетии  храм Сошествия Святого Духа заметно преобразился. В  1905 г. под руководством архитектора Струкова Н. Д. расширили  южный придел священномучеников Херсонесских, ранее находившийся в трапезной,  а после перестройки помещенный рядом с главным престолом. Храм при этом  увеличился  почти вдвое, алтари главного и южного придела  оказались рядом.

  В храме действуют четыре  престола  в трёх приделах.

  В настоящее время флигеля и здания храмового комплекса отремонтированы. В здании храма ведутся реставрационные работы.

  В Церкви всё двуприродно, два значения слова Церковь. Празднование дня Сошествия  Святага Духа назначено после дня Святой Троицы – в понедельник – это престольный праздник нашего храма.

  Для человека  пребывание в храме – это важнейшая сторона сложной духовной работы, это форма духовного развития, это путь через видимое – к невидимому. Весь окружающий нас мир, наша жизнь есть великая книга откровения  Божия, которую можно и нужно учиться читать, чтобы не погибнуть в «житейском море.  Для чего даны человеку органы чувств? Чтобы душевно познавать и ощущать присутствие Бога, ведь даже святые помогают нам с помощью Божией. Созерцание красоты храма, икон, самой литургической службы как видимыми образами Богообщения помогает   науке «постигать суть всякой вещи и всякого действа Божия» .

  Храм — это «икона неба», храм — место невидимого присутствия Божия, поле Божественных сил и энергий. В храме Церковь земная соединена с Церковью небесной. Храм символично подобен образу человеческому по устроению и назначению. «Разве вы не знаете, что вы храм Божий?   И Дух Божий живет в вас?»

  Первоначальная молитва в храме приближает скорбящих людей к Богу, к святым,  которые помогают нам только с помощью Божией. Поэтому прежде чем пройти к могилам, чтобы почтить память усопших, нужно зайти в храм, чтобы помолится об их упокоении. Только молитва перед Богом может помочь  ушедшим от нас близким  душам.

03.04.2015.

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
©