Довоенные захоронения (1919 — 1940)

довоенные

Архиепископ Иннокентий (Ястребов), +1928

Jastrebov_1

  Архиепископ Иннокентий (Илья Иванович Ястребов) родился в семье священнослужителя  16 июля 1867 года в селе Владимировка, Енотаевского уезда, Астраханской губернии. Окончил Астраханскую Духовную Семинарию (1888), Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1892). Его духовным наставником во время учебы был схиархимандрит Гавриил (Зырянов), причисленный ныне к лику святых.

  В 1892-1893 годах — профессорский стипендиат Казанской Духовной Академии по кафедре калмыцкого языка. Магистр богословия (1898). Почетный член Казанской и Московской Духовных Академий (1914). С 1898 года — доцент Казанской Духовной Академии по кафедре калмыцкого языка. Преподавал историю миссии, этнографию монгольских племен и калмыцкий язык. Несколько раз выезжал в командировки в калмыцкие улусы Астраханской губернии для изучения языка, быта и религиозных верований калмыцкого народа. Неоднократно бывал в Сибири для изучения миссионерского дела и языка сибирских монголов. Публиковал статьи по миссионерским вопросам в журнале «Православный благовестник», совместно с ученым-калмыком М.В.Бадмаевым составил букварь для калмыцких улусных школ и первоначальный учебник русского языка для калмыков. Занимался переводом книг Священного Писания на калмыцкий язык.

  7 июня 1902 года был пострижен в монашество, с 8 июня 1902 года — иеродиакон, с 9 июня 1902 года — иеромонах. С 1905года — архимандрит. С 29 июня 1906 года — епископ Каневский, викарий Киевской епархии. Придерживался крайне правых монархических политических взглядов, был председателем Киевского отделения Союза русского народа. С 6 октября 1910 года — ректор Киевской Духовной Академии и управляющий на правах настоятеля Киево-Братским Благовещенским монастырем. В 1910 году принимал деятельное участие в перенесении святых мощей преподобной Княгини Евфросинии из города Киева в город Полоцк.

  С 11 июля 1914 года — епископ Полоцкий и Витебский. 

  С 10 января 1915 года переведен в город Санкт-Петербург для постоянного присутствия в Святейшем Синоде. С 14 января 1915 года — председатель Миссионерского Совета при Святейшем Синоде и управляющий на правах настоятеля Ставропигиальным Московским Донским монастырем. С сентября 1917 по 19 марта 1918 год — снова епископ Полоцкий и Витебский. В 1920 году возведен в сан архиепископа.

Являлся ревнителем  единства Патриаршей Церкви, борцом с обновленчеством. В 1922 году арестован Полоцким губревтрибуналом по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, а также за распространение воззвания Святейшего Патриарха Тихона. Заключен в Витебскую тюрьму, где заболел тифом. Содержался в психиатрической больнице, затем опять в тюрьме. После освобождения был лишен возможности проживать в шести крупнейших городах. Некоторое время жил на Новом Афоне. С 1926 года — архиепископ Ставропольский и Кубанский. В декабре 1927 года Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) добился разрешения больному Владыке Иннокентию приехать в Москву для лечения. Был помещен в клинику Первого московского медицинского института, где и скончался 4 июня 1928 года. Похоронен на Даниловском кладбище, участок 4. Готовятся документы к канонизации.

 

  Исторический клуб в честь преподобного Аристоклия Афонского и Московского чудотворца представляет фильм — воспоминание о Владыке Иннокентии (Ястребове) по книге монахини Сергии (Клименко) «Минувшее развёртывает свиток»

920_10

Епископ Николай (Никольский), +1928

5GiLFrxZMjM

09698139

Епископ Никола́й (в миру Николай Алексеевич Никольский; 20 февраля 1879 — 4 мая 1928, Москва) — епископ Русской православной церкви, епископ Вязниковский (бывший Елецкий), викарий Владимирской епархии.
В 1915 года был делопроизводителем Орловского епархиального училища.
В 1920 году окончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Так как в 1918 академия была официально закрыта большевистскими властями, завершать обучение ему пришлось, занимаясь с профессорами на их квартирах.
Был рукоположён во иерея, служил в сане протоиерея в Воскресенской церкви Орла. Был пострижен в монашество. 

С 9 октября 1921 года — епископ Елецкий, викарий Орловской епархии.

В июне 1922 году был арестован и приговорён к трём годам лишения свободы. В 1923 года был выслан в город Задонск Воронежской губернии, затем находился в заключении в Москве. С ноября 1924 проживал в Москве, где в ноябре 1925 года был арестован вместе с другими архиереями — сторонниками Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Находился в заключении в Бутырской тюрьме, в 1926 года был выслан в Тверскую губернию (жил в Антониевом Краснохолмском монастыре). В июне 1927 года был освобождён из ссылки.
С сентября 1927 года — епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии.
Вместе с Даниловской группой находился в оппозиции к церковно-политическому курсу Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
Скончался 4 мая 1928 года в Москве, похоронен на Даниловском кладбище, уч. 4.

Архимандрит Савва (Ракитин), +1928

 Родился в 1874 г. Происходил из крестьян Архангельской губернии. В миру именовался Сергей Ракитин. Образование получил в сельской школе. Был учеником И.Е. Репина. В 1909 г. был принят на испытание в московский Донской монастырь. В 1910 г. зачислен в братство. В 1913 г. был пострижен в монашество, рукоположен в сан иеродиакона, исполнял обязанности пономаря и проходил послушание монастырского иконописца. В 1920-е гг. встречается в документах в сане иеромонаха. В 1928 году скончался, похоронен на Даниловском кладбище, участок 4.

Схиархимандрит Пантелеимон (Митюрев), +1929

A8TXUEeTdq0

Схиархимандрит Пантелеимон, в миру Симеон Лукьянович Митюрев родился в Орловской губернии Ливенского уезда в селе Здоровец в крестьянской семье. Женат не был. Известно, что его мама ушла в женский монастырь, где была пострижена в монашество и приняла великую схиму с именем Евпраксия.
В июле 1872 г. Симеон был зачислен в братию Пафнутия Боровского монастыря послушником. 16 июля 1880 г. был пострижен в монашество с именем Пантелеимон. 22 января 1882 г. был рукоположен в иеродиакона. С 1884 по 1889 год нес послушание ризничного монастыря. 13 января 1885 г. был рукоположен в сан иеромонаха. В январе 1892 г. определен на должность казначея монастыря. В сентябре того же года переведен в Козельскую Оптину пустынь, а 14 декабря – в Тихонову пустынь. В 1893 г. иеромонах Пантелеимон был перемещен в Мещовский Георгиевский монастырь.

15 июля того же года был определен в Московский Новоспасский монастырь, где исправлял особое послушание: по распоряжению настоятеля монастыря сопровождал чудотворную икону Спаса Нерукотворного и служил молебны. С 1924 по 1926 год архимандрит Пантелеимон исполнял должность наместника. После закрытия монастыря в 1926 г. до своей кончины в 1929 г. находился в Москве. В среде верующих был известен как подвижник и благодатный старец.

Скончался мирно, погребен на Московском Даниловском кладбище, участок 29. В келейном синодике Российских Подвижников благочестия святителя Афанасия (Сахарова) Ковровского  обозначен день кончины схиархимандрита Пантелеимона — 3 июля, и указаны его родители.

920_10

Иеросхимонах Гавриил (Черков), +1930

Иеросхимонах Гавриил (в миру Евгений Иванович Черков или Чирковский). Родился в 1897 г. под Саратовом в семье священника. В 1914 — 1918 гг. учился в среднем духовно-учебном заведении, в 1918 — 1918 гг. — в высшем (Духовной академии). В 1919 —1922 гг. служил в Красной армии, с 1923 г. —в Даниловом монастыре, где принял постриг с именем Димитрий, рукоположен в сан диакона, затем, с 1929 г., в иерея. По воспоминаниям прихожан, он был пострижен в монашество в Даниловом монастыре вместе с последним до закрытия наместником архимандритом Тихоном (Баляевым, + 1952). В 1925 — 1927 гг. он вместе с о. Тихоном нёс послушание ризничего. Был очень ревностным и вместе с тем любвеобильным, «умел душу приласкать». Незадолго до кончины о. Димитрия постриг в схиму владыка Феодор (Поздеевский), вернувшийся из ссылки и тайно находившийся в Москве. Скончался в возрасте 33-х лет от рака желудка. Похоронен на Даниловском кладбище, участок 29,  справа от могилы иеромонаха Николая в ноябре 1930 г.

Иеромонах Николай (Попков), +1929

iQRQrIWROaQ

Иеромонах Николай (в миру Николай Трофимович Попков, на фото — слева). Келейник архимандрита Симеона (Холмогорова).

Родился в 1869 г. в крестьянской семье.

В 1907 г. работал санитаром в больнице г. Тамбова, где после тяжёлого ранения от выстрела семинариста-революционера лежал ректор Тамбовской семинарии архимандрит Симеон ( вследствие ранения в позвоночник о. Симеон навсегда остался прикованным к инвалидной коляске). Отец Николай, тогда ещё простой санитар, ухаживал за о. Симеоном, полюбил его, духовно сблизился с ним и с тех пор не покидал его до смерти. После 1908 г. он приехал с о. Симеоном в Спасо-Елизарову пустынь к старцу схиархимандриту Гавриилу (Зырянову), где, вероятно, принял монашество и священство (по данным анкеты 1925 г., он был «служителем культа» до 1917 г.).

После 1917 г. вместе с о. Симеоном стал насельником Данилова монастыря. По воспоминаниям даниловских прихожан того времени, о. Николай был кроток, молчалив и любвеобилен. Он очень терпеливо ухаживал за о. Симеоном. После его смерти (1929) о. Симеон говорил: «Отец Николай в Царствии Небесном». Отец Николай похоронен на Даниловском кладбище, участке 29, с Даниловской братией.

Иеродиакон Иосиф (Фомичев), +1932

Иеродиакон Иоасаф (в миру Иосиф Иванович Фомичев), 68 лет. Происходил из крестьян. В 1917 г. был монахом, возможно, состоял в братии Данилова монастыря. По воспоминаниям прихожан был хроменьким, смиренным, исполнительным в послушаниях.

   Скончался в 1932 году, похоронен на Даниловском кладбище, участок 29.
  Впоследствии в могиле о. Николая похоронили Сладковых М.П. И Е.П. (+1971), в могиле о. Гавриила — Просолова И.И. (+9.03.1985) и Лапину Т.И. (+ 17.11.2003), о чём свидетельствуют надписи на крестах. Над последним захоронением установлен большой крест, видный издалека.
(газета «Даниловцы». №16. март 2006 г.)

920_10

Иеромонах Гурий (Осипов), +1936

Иеромонах Гурий рест

Иеромонах Гурий (в миру Григорий Михайлович Осипов) был одним из старейших насельников обители, он родился в 1849 г. в г. Кадоме Рязанской губернии и происходил из дворянского рода . Когда-то он имел семью, был помещиком, занимался торговлей, а после смерти жены в 1897 г. принял постриг в Смоленской Зосимовой пустыни; вскоре был рукоположен в иеродиакона, а в 1900 г. – в иеромонаха. По-видимому, суровая аскетическая жизнь бывшего, надо думать, небедного помещика привлекала к нему широкое внимание, он был лично знаком с Московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем Романовым, святителем Макарием, митрополитом Московским и Коломенским. В Николо-Угрешском монастыре иеромонах Гурий жил с 1902 г. В 1904 г. он был послан на Дальний Восток, видимо, в качестве военного священника. За эту деятельность о. Гурий был награжден орденом св. Анны II степени. Но через год он был отозван из-за болезни и направлен на лечение в лазарет великой княгини Елизаветы Федоровны в Москву. В Николо-Угрешском монастыре он, как указывал сам, прожил 20–25 лет.

Около 1924 г., когда монахов стали выселять из монастыря, иеромонах Гурий поселился по адресу: Москва, ул. 3-го Ямского поля, д. 6, кв. 5, у Дарьи Дмитриевны Григорьевой, которую он знал как благочестивую верующую женщину, на кухне за перегородкой. «Еще с дореволюционного времени среди верующих <он> пользовался большим авторитетом “прозорливца”» , многие приходили к нему за советом по разным житейским и духовным поводам. Почитатели старца стали приходить к нему и по новому адресу, как рассказала Дарья Дмитриевна: «О том, что в моем доме поселился прозорливый старец Гурий Осипов, быстро узнали его многочисленные почитатели, которые стали приходить к нему на квартиру за советами и благословением. <…> Многие почитатели Гурия приносили ему продукты и немного денег, на которые он и существовал» . И сам иеромонах Гурий отмечал (в изложении следователя): «У меня почитателей очень много, и очень многие мне оказывают материальную помощь, число моих почитателей несколько сот человек, но фамилии последних я никого не помню» . Так иеромонах Гурий скрыл от следствия имена приходивших к нему.

Это паломничество к старцу, в котором усмотрели антисоветскую пропаганду («обрабатывал в а/с <антисоветском> духе») , и стало причиной ареста в феврале 1936 г. группы из 15 человек, в т.ч. иеромонаха Гурия и 4-х монахинь. Следственное дело группы состоит из двух томов общим объемом около 300 листов с оборотами, к нему приобщены изъятые у одной из монахинь письма заключенных священников; следствие объединило почитателей иеромонаха Гурия и неких «блаженных», а также тех, кто выдавал себя за спасшихся членов царской семьи.

Протоколы допросов доносят до нас взгляды иеромонаха на разные темы: «О советской власти я своим почитателям говорил, чтобы они терпели и без ропота переносили все тягости, которые исходят от советской власти. Я им говорил, что все власти, в том числе и советская власть, на земле не долговечны, и от самого народа зависит, какую избрать им власть. Поддерживает народ сейчас советскую власть, вот она и существует, а откажись он ее поддерживать, и ее больше не будет. Я рассматриваю со своей точки зрения, что сейчас нет никакого народного управления, а есть диктатура одной личности Сталина, но который боится заявить об этом народу и прячется за других личностей, например, Молотова, Постышева и других, которые никакой роли не играют а являются ширмой» .

На вопрос следователя о гонениях на Церковь и религию иеромонах Гурий тоже ответил прямо и откровенно: «Я сейчас точно не помню, говорил ли со своими почитателями по вопросу <о> гонениях на религию и Церковь, но такие возможности не исключены. Я, возможно, и говорил кому-нибудь, так как я считаю несправедливыми действия советской власти по отношение к религии и Церкви. Эти несправедливости заключаются в том, что советская власть снимает колокола с церквей, которые она не вешала и которые ей не принадлежат, также закрывает церкви насильно и высылает служителей Церкви, которые советской власти не угодны. Я также считаю несправедливой советскую власть за то, что она разрушила Православную веру в ее основании, т.е. обезглавила ее: <…> лишила Церковь возможности избирать для управления Церковью лицо, которое предано Церкви ревностно и безраздельно. С этим я не согласен и считаю великой несправедливостью» .

Виновным себя иеромонах Гурий признал «частично: в том, что я у себя на квартире производил прием своих почитателей и давал им различные советы; виновным себя в деятельности против советской власти не признаю» . Во время ареста иеромонаху Гурию было 87 (!) лет, он был сильно болен. Но все-таки это был еще не 37 год, когда следователи не церемонились ни с кем, будь он даже глубоким стариком. В деле нет свидетельств ни заключения иеромонаха Гурия, ни его смерти. Во время вынесения приговоров (от 3-х до 5 лет ИТЛ разным лицам) в апреле 1936 г. он находился «под подпиской о невыезде» , выписка из протокола Особого совещания при НКВД, выносившего приговоры, гласит: «слушанием отложить». Наверное, это были последние дни земной жизни заключенного иеромонаха.

920_10

Протопресвитер Иоанн Арсеньев, (1862 — 1930)

ogl-16b

  Последний настоятель храма Христа Спасителя (до захвата его в 1922 г. обновленцами).
Иван Васильевич Арсеньев принадлежал к старинному дворянскому роду. Выпускник Московской духовной академии (МДА), автор фундаментального труда «От Карла Великого до реформации»1, представленного на соискание степени доктора церковной истории (1914 г.), преподаватель Вифанской духовной семинарии, законоучитель и настоятель домовой церкви Московского учительского института, товарищ председателя Московского общества любителей духовного просвещения, он избрал путь служения Церкви и разделил судьбу многих священнослужителей своего времени. Его не миновали аресты, обыски, заключение в Таганскую, а затем в Бутырскую тюрьму, запрет на проживание в Москве и других крупных городах.
   В силу своего знатного происхождения и служебного положения протопресвитер Иоанн Арсеньев общался со многими людьми. Среди них были царедворцы и фрейлины, представители старинных дворянских фамилий (Долгорукие, Трубецкие, Мещерские, Туркестановы), видные государственные (К.П. Победоносцев) и церковные (отец Иоанн Кронштадтский, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Никон (Рождественский), духовник императорской четы о. Александр Васильев) деятели, ученые богословы, историки Церкви. Отец Иоанн вспоминал, как рано в детстве у него загорелся «огонек» ко всему церковному, появились вкус к церковной службе, интерес к изучению истории московских храмов, а вслед за этим и стремление к богословскому образованию. В результате он решил поступить в духовную семинарию и в 1879 г. благополучно сдал вступительные экзамены.
   Формированию Ивана Арсеньева как ученого-богослова способствовали лекции лучших представителей академической научной школы — В.Д.Кудрявцева, А.П.Лебедева, Е.Е.Голубинского, Д.Ф.Касицына, Н.И.Субботина, А.В.Мартынова, В.А.Соколова, А.П.Смирнова. На его взгляды большое влияние оказал также иеромонах Троице-Сергиевой Лавры Никон (Рождественский), будущий архиепископ, издатель «Троицких листков».
   В Вифанской Духовной Семинарии (1889 — 1891) Иван Арсеньев служил преподавателем литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей. Некоторое время он совмещал преподавание с исполнением должности помощника инспектора семинарии.
   В августе 1892г. о.Иоанн был назначен священником во вновь открытый домовый храм во имя мученика Андрея Стратилата при Московском Учительском институте на Большой Полянке.
Одновременно занял в институте должность законоучителя.
В дальнейшем служил настоятелем в храме Христа Спасителя с 15 января 1918г. Здесь же служил священником его брат Николай Арсеньев, принявший сан в 1900г.
   О.Иоанн являлся убежденным сторонником воссоединения Православной и Католической Церквей.
В марте — мае 1922 года ГПУ провело в Москве массовые аресты священнослужителей и мирян, которые стали обвиняемыми на сфабрикованных московских процессах: «процессе 54-х»
и «процессе московских церковников» («дело Хотовицкого»).
Та же участь постигла и о.Иоанна Арсеньева. Он был арестован органами ГПУ ночью с 3 на 4 апреля 1922г.
   В ноябре-декабре 1922 года дело было передано суду Московского Ревтрибунала. О.Иоанн, как и другие 32 клирика, среди которых был о.Александр Хотовицкий, обвинялись в распространении воззвания Патриарха Тихона, в призыве к «массовому и открытому противодействию постановления ВЦИК» и т.п. О.Иоанн был приговорен к 5 годам лишения свободы.
В июне 1923г. о.Иоанн был освобожден досрочно по постановлению Комиссии ВЦИК по разгрузке тюрем, не исключено, что благодаря ходатайству Политического Красного Креста.
И снова арест, на сей раз направлен в Тверь.
   По возвращении в Москву в августе 1926г. на общеприходском собрании о.Иоанн был избран на место второго священника Казанской церкви у Калужских ворот и утвержден в этой должности епископом Серпуховским Алексием (Готовцевым). Он служил в Казанской церкви до закрытия храма в начале 1927г.
После этого перешел в храм Иоанна Воина на Якиманке. Эти храмы никогда не принадлежали обновленцам.
   Скончался 8 сентября 1930г. (Запись о смерти N 3272 от 09.09.1930г., составленная Замоскворецким отделом ЗАГС г.Москвы). Похоронен на Даниловском, участок 4, напротив северного входа в Храм Сошествия Святого Духа.

Протоиерей Авенир Полозов, (1870-1935)

oii-50

  Родился 29 июля 1870 в священнической семье, в селе Поляна Висьегонского уезда Тверской губернии. Духовное образование получил  в Краснохолмском духовном училище (1880-1884 ), в Тверской духовной семинарии (1884-1890), в Московской духовной академии (1890-1894). После окончания учебы в МДА, в 1894 году поступает в Московскую синодальную типографию на должность «младшего справщика» (корректора).

    В 1899-1917 пишет статьи и рецензии в церковных журналах. С 1900 по 1915 годы Авенир Александрович член Комиссии по изданию Четьи Миней. В это время он уже священник; о. Авенир Полозов составил полный чин литургии Преосвященных Даров, утвержденный Св. Синодом к напечатанию и включению в Служебник.

  В 1915-1918 он священник Казанской церкви у Калужских ворот; совмещает свое служение  с должностью секретаря Совета объединенных приходов. 15 мая 1918 был арестован отрядом вооруженных латышей и китайцев за протест против закрытия церковно-приходской школы, которой он заведовал.

  В Таганской тюрьме содержался несколько месяцев. Был обвинен в организации к/р общества под названием «Совет объединенных приходов».  В январе 1920 слушалось групповое дело «Кузнецова-Самарина», по которому о. Авенир Полозов получил 10 лет. Скрылся, ускользнув от ареста за распространение брошюр о необходимости Закона Божия в школах и за пропаганду церковного колокольного набатного звона. Дело было передано в трибунал по поиску его. 

     Известно, что после кончины протоиерея Петра Сперанского в 1929 году, о. Авенир Полозов был последним настоятелем Благовещенского храма в Петровском парке до его закрытия (1929-1934).

  В последний год жизни о. Авенир служил в Духосошественском храме на Даниловском кладбище, где 1 сентября 1935 (1936?) года сам и упокоился.

920_10

Протоиерей Александр Алявдин, +1927

Протоиерей Алексий Богословский, +1933

Протоиерей Александр Добронравов, +1940

Протоиерей Александр Пиуновский, +1926

Протоиерей Владимир Нечаев, +1937

Протоиерей Димитрий Воздвиженский, +1929

Протоиерей Димитрий Воскресенский, +1921 

Протоиерей Михаил Холмогоров, +1932

920_10

Протоиерей Лука Любимов, +1937

sFAcv052H90

        Любимов Лука Петрович (1853-1937), протоиерей.
   Родился в 1853 году в семье пономаря церкви Успения Богородицы в селе Левкиево Волоколамского уезда. Родители мальчика, Петр Федорович и Агафия Васильевна, отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, мать будущего наместника молилась о том, чтобы хотя бы один из её детей принял иноческий сан. Особую заботу о христианском воспитании детей проявлял отец. Впоследствии его брат, в монашестве Кронид (Любимов), стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
   Обучался в Спасо-Вифанской Духовной Семинарии, которую окончил со степенью 1-го разряда и был уволен в Епархиальное ведомство в 1876 г.

DUZhBTvPAa4
   С 1876 по 1878 гг. состоял учителем в школе при прядильной фабрике братьев Ганешиных и Ко. в Москве.
   С 1878 по 1889 гг. безвозмездно преподавал географию в женском училище Московской Покровской Общины сестер милосердия, за что с утверждения епархиального начальства ему не раз выражалась благодарность от училищного совета, а также преподавалось архипастырское благословение.
С 1881 г. регулярно проводил духовно-нравственные беседы в читальнях Комиссии Публичных Народных Чтений в Москве. «За усердную службу и полезные труды по народному образованию» в 1884 г. ему было преподано благословение Св. Синода с грамотой, а в 1889 г. был пожалован серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте.
   28 марта 1884 г. он был произведён во диаконы и направлен на службу в московский Спасо-Божедомский храм.
   22 июня 1889 г. был переведён в Илие-Обыденскую церковь, где помимо диаконского служения ещё преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе.
   В 1914 году — протоиерей, настоятель храма Сошествия Святого Духа (при Даниловском кладбище).
У о. Луки и его жены Марии Михайловны были дети:

Александр
Сергей (1882 — ХХ)
Надежда (1885 — ХХ)
Иван (1886 — ХХ)
Евгения (1889 — ХХ)
Пётр (1891 — ХХ)
Николай (1895 — ХХ)                                                                                     

920_10

Протоиерей Николай Миловский, +1927 

wi1122187_00

  Миловский Николай Михайлович  — протоиерей,  духовный писатель, церковный историк.

 Родился 23 февраля 1861 года в семье священника в г. Шуя  Владимирской губернии. Окончил Шуйское духовное училище (1876г.) и Владимирскую духовную семинарию (1883 г.). После окончания Московской духовной академии (1887г.) оставлен там в должности помощника инспектора. В 1893 году принял сан священника и был назначен настоятелем храма Воскресения на Остоженке (Москва).

 С 1909 года был настоятелем церкви Ризоположения у Донского монастыря, где и служил до конца своих дней. В 1922 году был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1927 году был назначен благочинным Замоскворецкого отделения Московской епархии. Составил Службу Шуйской Иконе Божией Матери, также является автором богословских и исторических трудов, среди которых: «Неканонизированные святые города Шуи», «Иисус Христос-Богочеловек» и др.

 Прихожане храма Положения Ризы Господней, также как и многие православные верующие в те дни, возмущались насильственными действиями властей, и настоятель церкви священник Николай Миловский (1861-1927) обратился к ним с предложением составить петицию и направить ее представителям Советской власти. Кроме того, он зачитал в храме послание святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (+1925), разъясняющее позицию Церкви по вопросу изъятия церковных ценностей. Эти действия власти сочли преступными. В апреле 1922 года, в разгар кампании, священник был арестован и предан суду Ревтрибунала. Его осудили на 3 года тюремного заключения. В 1923 году отец Николай был освобожден по амнистии.

920_10

Протоиерей Николай Синьковский, +1927 

500433_54335756cf37338hd5f67g_W_256x106

Протоиерей Николай (Синьковский Николай Васильевич) в 1874 году закончил Вифанскую духовную семинарию по 2-му разряду. Служил диаконом в московской Мароновской на Якиманке церкви.

Был настоятелем этого храма с 1917 по 1927 год, пройдя в Мароновском приходе многолетний путь от псаломщика до всеми любимого  старца, протоиерея-настоятеля.

Будучи еще псаломщиком, состоял на безвозмездной основе учителем русского языка в Мароновской церковно-приходской школе.

Скончался осенью 1927 года, был похоронен на Даниловском кладбище, участок 29, впоследствии с дочерью — Еленой Николаевной Синьковской (+1959)

Протоиерей Сергий Боголепов, +1932 

8zXzVs2BN8o

Протоиерей Сергий (Боголепов Сергей Ильич) родился в священнической семье в 1858 году.

_dPpUxT3C5A

Участвовал в 1904-1905 годах в Русско-Японской войне, был полковым священником 137-го пехотного Нежинского полка (Рязань); походная церковь в честь св. блгв. Вл. кн. Александра Невского; был награжден Золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте, орденом св. Анны 2-й ст. с мечами, орденом св. Анны 3-й ст. с мечами — во время боев 19-20 августа 1904 года в сфере артиллерийского и ружейного огня с полным самообладанием и мужеством исполнял свои обязанности и помогал врачам.

В 1914 году протоиерей Сергий Боголепов принадлежал к придворному духовенству (упраздненном в 1918), служа в московском Благовещенском (Кремлевском) соборе. Скончался в Москве в 1932 году, похоронен на Даниловском кладбище, участок 29, с родными.

920_10

Протоиерей Сергий Богословский, +1926

  Родился 25 сентября 1876г. в семье псаломщика Дмитрия Васильевича Богословского и его супруги Наталии Андреевны (Московская губ., Дмитровский уезд). Крещен был на следующий день после рождения.
   В 1900г. окончил Московскую Духовную Семинарию по I разряду. В 1904г. окончил Московскую Духовную Академию со званием кандидата богословия.
   После окончания Духовной Академии преподавал Закон Божий в Егорьевской шестиклассной прогимназии. Кроме того, преподавал в женской гимназии.
   24 декабря 1904 года в Москве, кафедральном соборе Христа Спасителя Сергей Дмитриевич был рукоположен епископом Московским и Дмитровским Трифоном (Туркестановым) в диакона, а на следующий день — в иерея.
   12 января 1905  епископом Рязанским и Зарайским Аркадием (Карпинским) причислен к штату священнослужителей при Егорьевском Успенском соборе.
   Являлся законоучителем шестиклассной мужской прогимназии и преподавателем педагогики и дидактики в женской гимназии.
   Отец Сергий был женат на дочери губернского секретаря Надежде Дмитриевне Ансеровой (18.08.1884г. — 1968).
Согласно резолюции митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) от 26 апреля 1906г. перемещен на должность священника при Николаевском домовом храме при Московском Публичном и Румянцевском музеях, в Старом Ваганькове, 12 мая 1906:
… директором Публичного и Румянцевского музеев был профессор Иван Владимирович Цветаев, (отец русского поэта Марины Ивановны Цветаевой), который, зная, что о.Сергий отлично закончил МДА, ходатайствовал о назначении о.Сергия Богословского настоятелем Музейной Николаевской церкви, несмотря на некоторые затруднения, связанные с переводом того из Рязанской епархии в Московскую, а также с тем, что он был не так давно рукоположен во священный сан.
Иван Владимирович Цветаев через некоторое время после начала служения о.Сергия в Музейной церкви обратился к митрополиту Владимиру (Богоявленскому):
«…Ревностное служение священника Богословского и постоянная его рачительность о храме дают мне основания остановить внимание Вашего Преосвященства на его службу и покорнейше просить Вас, Милостивейший Архипастырь, о награждении священника Богословского Вашею Архипастырскою Милостию…»
   3 мая 1910 назначен в церковь Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи, что в Староконюшенной слободе (Ивановская церковь). К 2 октября 1918г. имел сан протоиерея.
(Церковь в 1931г. была закрыта и вскоре разрушена).
    Священник Сергей Дмитриевич Богословский регулярно присутствовал на заседаниях Комиссии «Старая Москва» в 1914 – 1917 гг. в рамках интересов церковного краеведения.
   С 1924 по 1926 был протоиереем, настоятелем, в Москве: церковь св.мчч. Флора и Лавра (иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте») на Зацепе. Награжден митрой.
После ареста не старого и очень почитаемого настоятеля храма митрофорного протоиерея о.Сергия, известного в Москве богослова и проповедника, храм передали обновленцам.
Скончался батюшка 20 декабря 1926, был похоронен на Даниловском кладбище, уч.4, в 1968 с ним похоронили и супругу.

Иерей Александр Закатов, +1921

ksOyLdKIoBg

Сын протоиерея.
Обучался в Московской Духовной Семинарии, где и окончил полный курс наук по второму разряду в 1888 г.
Проходил должность учителя в церковно-приходской школе при селе Крестовоздвиженском Богородского уезда Московской губернии  1 Сент. 1889 по 2 Янв. 1892 г.
Определен во псаломщика к Московской Воскресенской, в Монетчиках, церкви  2 Янв. 1892 г.
Переведен и рукоположен во диакона на псаломщической вакансии к Московской Троицкой, в Вишняках, церкви  26 Июня 1901 г.
С псаломщической вакансии перечислен на вакансию полнаго диакона при той же церкви  3 Июня 1903 г.
Резолюцией Его Высокопреосвященства определен во священника при той же церкви 29 Марта 1911 г.
Его Высокопреосвященством Епископом Дмитровским Трифоном рукоположен во священника 3 Апр. 1911 г.
Состоял законоучителем в приюте общества попечения о безприютных детях г. Москвы. С 1 Сент. 1900 по 1 Сент. 1901 г.
Состоял законоучителем в Бирюлевском 5-классном железнодорожном училище с 20 окт. 1908 по 20 окт. 1910 г.
Состоит законоучителем в женской гимназии г. Потоцкой с 1 Сент. 1902 г.
Состоит законоучителем на воскресных и вечерних классах при 2-м городском Серпуховском училище с 20 Сент. 1908 г.
Состоит законоучителем в Петровско-Пятницком городском училище с 16 Авг. 1909 г.
Женат, в семействе у него жена Мария Павлова род. 1869 г. 1 июля.
Дети их:
Сергий род. 1892 г. 9 ноября.
Николай 1894 г. 11 февр.
Мария 1895 г. 22 июля,
Феодосий 1897 г. 18 июня
Наталия 1899 г. 4 апреля
Варвара 1900 г. 23 сентября
Анастасия 1902 г. 22 мая
Надежда 1904 июня 3.
Любовь 1906 г. 16 мая.
Павел 1908 г. 28 ноября.
Дети находятся при родителях и обучаются: Сергий и Николай — в Московском Императорском Университете,
Феодосий в 10-й Московской гимназии, Мария — в женской гимназии г. Потоцкой, Наталия и Варвара — в Мариинском женском училище ведущих учреждений Императрицы Марии, Анастасия и Надежда — в Александро-Мариинском начальном училище.

  Скончался в 1921 году, похоронен на Даниловском кладбище, участок 1.

920_10

Иерей Георгий Вознесенский, +1932

Иерей Петр Сахаров, +1919

Молчанов Николай Иванович — священник, церковь Воскресения Словущего в Пленницах,  Андреевского монастыря

Диакон Александр Смирнов, +1926

Диакон Павел Тихомиров, +1927

Диакон Константин Высотский, +1936

Игумения Маргарита (Петрушенкова), +1924

Схимонахиня Мария (Мачкина), +1936
Монахиня Ангелина (Кондрашева), +1939
920_10

Схииеродиакон Марк (Безуглов), +1930

  Схииеродиакон Марк (Безуглов) родился в 1865 г. Происходил из казаков Черниговской губернии. В миру именовался Николай Безуглов.

   В 1909 г. был принят на испытание в московский Донской монастырь. В 1910 г. зачислен в братство и назначен келейником казначея. В 1914 г. пострижен в монашество с именем Марк. Рукоположен в сан иеродиакона на Рождество 1924 г.

   Скончался мирно в 1930 году, похоронен на Даниловском кладбище, участок 4. С ним похоронена послушница Агриппина (Безуглова).

Инокиня Александра (Беляева Александра Михайловна), +1937

Инокиня Александра (Беляева Александра Михайловна )родилась в 1897 году в Гатчине, под Санкт-Петербургом, в дворянской семье; дочь полковника. «Образование — незаконченное высшее».

Поступила в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (Нижегородская губ., с.Дивеево), приняла иноческий постриг.

В 1924–1927гг. была техником трудовой артели, образованной из насельниц обители после закрытия монастыря.

В 1927г. артель была ликвидирована, и монахини были выселены с территории обители. После ликвидации монастыря жила в Муроме, работала чертежником.

Участвовала вместе с другими бывшими насельницами Дивеевской обители в богослужениях на дому, которые совершались архиепископом Зиновием (Дроздовым), уволенным от управления епархией в связи с неприятием Декларации митрополита Сергия (Страгородского).

27 апреля 1932 г. была арестована вместе с другими насельницами обители, а также архиепископом Зиновием (Дроздовым) и его келейником монахом Ионой (Небогатовым).
При обыске в качестве «вещественного доказательства» у нее была изъята молитва:
» …Помяни, Господи, усопших рабов Твоих, благочестивых императоров и императриц, благоверных царей и цариц, праведных великих князей и великих княгинь, царевичей и царевен… Упокой души их, и день присещает свет лица Твоего — Аминь. Помяни, Господи, усопших митрополитов, архиепископов и епископов, православных архимандритов, игуменов и весь священнический, диаконский и монашеский чин и весь причт церковный, и наипаче послуживших Православной вере…»

Из протокола обыска:
«…У Беляевой изъято обыском 2 камилавки, 3 отреза шелка для риз, занавес шелковый от «Царских Врат» и т.д. …»

16 декабря 1932 г. состоялось Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по Групповому делу «Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932 г.»
Обвинение «к/р агитация, активный член к/р группы монархистов-церковников в Муроме, разделяющей платформу «ИПЦ», непосредственное участие в деятельности нелегального женского монастыря».
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР.

Приговор из-под стражи освободить (содержалась в НФЗТК, Владимирская о.), зачтя в наказание срок предварительного заключения.
В 1937 году приехала в Москву проститься с родственниками, т.к. была больна раком. Скончалась в Москве, была похоронена на Даниловском кладбище.
Могила потеряна.

920_10

матушка Ольга Воскресенская, +1919

матушка Анна Добронравова, +1929

матушка Иулия Сахарова, +1939

матушка Клавдия Сахарова, +1929

матушка Вера Боголепова, +1918

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
©