Художники.

   Художники

                                                                             Не говори с тоской — их нет,

                                                                            а с благодарностию — были!

  На Даниловском кладбище похоронен известный художник-пейзажист Илья Семенович Остроухов; похоронены художники, известные определенному кругу людей или известные в свое время.

  Так, Лев Бруни, Сергей Романович, Константин Зефиров в 20-е годы выставляли свои работы на выставках творческого объединения «Маковец», а художник Николай Хрустачев участвовал в творческих объединениях «Мир искусства», «Жар-цвет»…

  Леонид Челноков десятки лет оформлял «сладкую» продукцию на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», а Михаил Маторин — книжную продукцию. Василий Васильевич Завьялов создавал первые советские марки.

  Никифор Тамонькин  в начале 20 века оставил десятки уникальных рисунков храмов и монастырей, уничтоженных впоследствии по всей России.

  Петр Нерадовский, вернувшись из ссылки, реставрировал иконопись в открытой Троице-Сергиевой Лавре, написал иконы для иконостаса.

  Павлычев Виктор художественно оформлял павильоны на  ВСХВ (в будущем — ВДНХ),  Мария Горчилина-Раубе — интерьер ГУМа, Юрий Александров — внутренний интерьер гостиницы «Москва».

     Софья Матвеева 25 лет работала художником в Главном Ботаническом саду АН СССР.

  Дмитрий Плавинский  и Всеволод Александров — представители течения «нонконформизм».

  Похоронены в Даниловском некрополе художники, работавшие в кино, театре, мультипликации, дизайнеры и т.п. : Наталья Набокова-Патрикеева, Милий Виноградов, Павел Лившиц,  Евгений Свидетелев, Вадим Курчевский, Никита Каптелин, Рылеев Александр, Юрий Александров.

  Еще многие и многие имена художников можно встретить на Даниловском кладбище, но далеко не о всех нам известно.

  В 2016 году здесь похоронили известных искусствоведов — сына и отца — Андрея Владимировича и Владимира Павловича Толстого. 

  Расскажем  и о скульпторах, захороненных на Даниловском кладбище.

 Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Работал в Торговом доме Боткиных. Был попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых, Гласным Московской городской думы. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А.А. Киселев, И.Е. Репин, П.П. Чистяков. С 1891 года — участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года — Союза русских художников. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.

Основной мотив в творчестве И.С. Остроухова — пейзаж средней полосы России. Как наиболее известные картины данного жанра можно привести «Золотая осень» (1887), «Первая зелень» (1888), «Сиверко» (1890).

1sm

И.С. Остроухов вел активную общественную деятельность. Являясь другом Третьякова, художник в 1898-1903 годах — член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, а в 1905-1913 годах попечитель Третьяковской галереи. С 1898 по 1902 годы Остроухов входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Кроме того принимал участие в реставрации Благовещенского, Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного на Красной Площади, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года — действительный член Императорского Московского археологического общества.

В 1889 году И.С. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. После женитьбы оставил работу и посвятил свою жизнь коллекционированию живописи: ему удалось собрать крупную коллекцию икон, скульптур, мебели, русской и западноевропейской живописи, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Первой картиной, появившейся в живописном собрании Остроухова, стало произведение Поленова «Лодка», подаренный ему самим автором в середине 1880-х годов. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Русская живопись первой половины — середины XIX века была представлена произведениями Васильева, Федотова, Саврасова. Наиболее многочисленны в коллекции И.С. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.

Огромную ценность представляла коллекция икон, которую Остроухов начал собирать с 1909 года попав под влияние известного коллекционера и учёного Н.П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н.Н. Черногубова. В коллекции Остроухова были представлены бесценные образцы новгородской, московской, ярославской, строгановской, византийской иконописных школ. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. К 1917 году в коллекции у Остроухова находилось: 117 икон: свыше 600 предметов церковной утвари: панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура; 237 произведений русских художников; около 40 произведений западноевропейских художников; около 20 различных скульптур. Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.

tOcSww-U0Q4

В 1890 году художник для своего музея приобрёл дом в Трубниковском переулке. Коллекция музея размещалась в пяти залах. Живопись, графика и скульптура были представлены в нижних залах, древнерусская живопись — наверху. Из-за роста количества экспонатов коллекции Остроухов в 1905 году сделал для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, которую в 1914 году дополнили вторым этажом, разместив там коллекцию древнерусской живописи.

Огромную ценность представляла библиотека художника, насчитывавшая более 12 тысяч томов, для которой в 1914 году он издал каталог. В том же году в его собрание был открыт свободный доступ всем желающим.

В 1918 году музей был национализирован Советской властью, а Остроухов назначен пожизненным хранителем, после чего дом стал филиалом Третьяковской галереи. В 1920 году стал называться «Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова». Позднее, в 1829 году музей был расформирован, а собранные Остроуховым экспонаты были распределены по фондам Русского музея, Третьяковской галереи, музея В.Д. Поленова и других хранилищ.

Умер художник 8 июля 1929 года в Москве. Похоронен Илья Семёнович Остроухов на Даниловском кладбище.

Нерадовский Петр Иванович (1875-1962)

neradovskiy

Музейный деятель, график, живописец, родился в Москве 26 апреля.
Сын художника И. Д. Нерадовского. Учился в МУЖВЗ (1888–1896) у С. А. Коровина и Л. О. Пастернака; в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры в Петербурге (1896–1903) в мастерской И. Е. Репина; в 1903 получил звание художника за картину «Песня».
В 1909–1932 жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Участник Первой мировой войны (1914–1916). Как автор сотрудничал в журналах «Аполлон», «Старые годы». В 1909–1929 работал хранителем, а затем заведующим художественным отделом Русского музея, в 1929–1932 — член Совета Музея. Руководил устройством новой экспозиции, каталогизацией и комплектованием музейных коллекций; в частности, занимался передачей в Русский музей из Петергофа серии портретов воспитанниц Смольного института Д. Г. Левицкого.
В 1920 — начале 1930-х работал в Государственном Эрмитаже, Государственной академии истории материальной культуры в Ленинграде. В 1925–1928 — член правления Государственной Третьяковской галереи, член научно-художественной секции Государственного ученого совета Наркомпроса (с 1925).
Выполнял портреты, пейзажи, жанровые композиции, создавал эскизы книжных знаков. Занимался литографией. Автор карандашных портретов: «Л. Н. Толстой за роялем», К. А. Сомова, И. С. Остроухова, Е. С. Кругликовой; литографированных — В. М. Васнецова, А. С. Степанова и других; акварельных и карандашных пейзажей Крыма, Загорска, Переславля-Залесского.
В 1894 принял участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств. Член-учредитель Всероссийского съезда художников (1911–1912). Действительный член ИАХ (с 1914). Участвовал в деятельности Дома искусств в Петрограде, в 1919–1922 — член Высшего совета Дома искусств. Член Общества возрождения художественной Руси (1915–1917), Общества поощрения художеств (с 1918; в 1911–1928 — председатель Комитета), Общества живописцев (с 1929).
9 октября 1933 был арестован по обвинению в шпионаже; 2 апреля 1934 вместе с группой старших сотрудников Русского музея осужден по статьям 58.10, 58.11 (шпионаж, активные действия против рабочего класса, проявленные при царском строе) к 3 годам исправительно-трудовых лагерей; освобожден досрочно.

oG-mBVksIog
В 1935–1938 жил в Тарусе под Москвой. В 1938 снова арестован и осужден по статье 58.10 к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. 15 июня 1943 освобожден досрочно (в 1956 — реабилитирован).
Проживал в Загорске (1943–1958). С 1943 руководил работой Загорского филиала Центральных государственных реставрационных мастерских. Работал в Загорском музее-заповеднике. В 1958 поселился в Москве. 20 декабря 1962 (Москва) Петр Иванович скончался, похоронен на Даниловском кладбище (участок 29) рядом с И.С. Остроуховым.

С 1894 — участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член-учредитель Нового общества художников, в 1906–1910 — секретарь Общества, участник выставок в 1904–1917. Экспонировал свои работы на выставках объединений: «Мир искусства» (1922, 1924), «Жар-цвет» (1925), Община художников (1925), «4 искусства» (1928), Художественное общество им. К. К. Костанди (1929). Участвовал также в выставках: произведений художников — членов «Дома искусств» (1921), оригинальных рисунков петроградских книжных знаков, «Русская литография за 25 лет» (обе — 1923), «Художники РСФСР за XV лет» (1932) в Петрограде — Ленинграде; «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), 1-й выставке акварельной живописи московских художников (1937), Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957–1958) в Москве; 5-й выставке живописи и графики современных русских художников в Феодосии (1929); современной графики в Ереване (1929); произведений загорских художников (1954, 1957). Экспонент ряда зарубежных выставок: Всемирной в Риме (1911), выставки русского искусства по США (1924–1925, передвижная). Провел персональную выставку в Москве (1955).
Автор воспоминаний: «Из жизни художника» (Л., 1965).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других. В Русском музее проводится конференция — «Нерадовские чтения», посвященная проблемам сохранения и реставрации памятников в музее.

Бруни Лев Александрович (1894-1948)

  Русский и советский художник-авангардист, иллюстратор и военный корреспондент, родился  20 июля 1894 в селе Алексеевка Новгородской губернии. 

В 1903—1908 гг. учился в Тенишевском училище, но не окончил его по состоянию здоровья, с ним дома занимался отчим С. К. Исаков. С 14 лет увлёкся живописью. Вольнослушателем посещал Академию художеств: мастерскую Я. Ф. Ционглинского и мастерскую Ф. А. Рубо (1910—1911), Батальный класс Н. С. Самокиша (1913—1916). В 1912—1913 гг. учился в Академии Жюлиана (Париж) — посещал мастерскую Жана-Поля Лорана.

757_bruni_10

Летом 1913 года был во Пскове, в августе — сентябре — в Коктебеле, где познакомился с художниками кружка Макса Волошина — Константином Кандауровым, Константином Богаевским и Юлией Оболенской, а также с Мариной Цветаевой и её мужем Сергеем Эфроном.

В 1914 г. вместе с Петром Митуричем работал журнальным иллюстратором в журналах «Голос жизни», «Вершины», а также в «Новом журнале для всех» (его художественный отдел возглавлял отчим С. К. Исаков); в последнем оформил обложки (№ 11, 12 за 1914 г.), опубликовал статью о Натане Альтмане (№ 4 за 1915 г.).

RaLyIc_ZGdc

Под влиянием Константина Бальмонта иллюстрировал поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»; две акварели — «Плач Тариэла» и «Бой Автандила», экспонировавшиеся на выставке «Мира искусства» (Петроград, 1915) — принесли Льву Бруни первую известность и первый коммерческий успех, они были куплены неким грузинским князем. Там же выставлялся и большой акварельный портрет Бальмонта («голубой портрет»), выполненный Львом Бруни.

Летом 1915 г. несколько месяцев провёл в горах Хевсуретии, где написал серию рисунков «Воспоминания о Хевсуретии», которую посвятил своему другу поэту Михаилу Зенкевичу. Восемь рисунков из этой серии также выставлялись на «Мире искусства» (1915).

В начале 1920-х по приглашению Фаворского переехал с семьёй в Москву. Возглавлял графическую, затем — монументальную мастерскую ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа.

Умер от лимфогранулематоза 26 февраля 1948.  Похоронен на Даниловском кладбище с сыном Василием, участок 4. На Даниловском кладбище похоронены его жена — Нина Константиновна Бруни, участок 6, и мать — Анна Александровна Соколова, в конце жизни принявшая иночество, участок 16.

Романович Сергей Михайлович (1894-1968)

12

  Русский, советский художник, родился 29 августа 1894 года в Замоскворечье, в семье Михаила Михайловича Романовича — инспектора по надзору за домами для сирот ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Романовичи были наследственными священниками, только Михаил Михайлович поступил на государственную службу. Мать — Ненсберг Софья Александровна, шведка по отцу (лейб-медику) — была первым учителем Серёжи.

  В 1909 году  Серёжа поступил на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1918 году. Там он учился у Н. Касаткина, А. Архипова, К. Коровина  и других мастеров.

  Подружившись с Михаилом Ларионовым, был в 1912—1914 годах  членом художественного объединения «Лучисты и будущники», участвовал в их выставках («Мишень» — 1913 год, «№ 4» — 1914 год).

  В 1914 году  он записался добровольцем в армию.

  В 1918 — 1920 годах  преподавал в изостудии московского Пролеткульта, в 1920 — 1928 годах  (с перерывами) — в воронежском отделении Вхутемаса, в1922—1923 годах — в московском Вхутемасе, с 1929 года — на рабфаке искусств, в Архитектурно-строительном институте, декоративном отделении Московского высшего художественного-промышленного училища (бывшее Строгановское) «с перерывами».

581217

  В 1921—1926 годах — активный член объединения «Маковец».

  В 1928 году  вступил в «Общество московских художников» (ОМХ).

  В 1932 году  был командирован на Русский Север, в 1938 году — в Среднюю Азию, в 1938 — 1939 годах — в Азербайджан.

  Работы художника находятся в музеях городов Воронежа, Смоленска, Саратова, Павловска, Санкт-Петербурга, Москвы.

   В 1935—1948 годах работал в мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР. Им был выполнен ряд работ в жанре монументальной росписи:

 

  • роспись павильона «Азербайджан» (темпера) на ВДНХ

  • роспись промышленного техникума в Воронеже

  • панно для Политехнического музея в Москве для рыбного отдела (темпера)

  • роспись плафона театра Красной Армии в Москве

  • зскизы росписи плафона Воронежского областного театра «Герои Советского Союза Гризодубова, Осипенко и Раскова» — темпера

  • панно на специальную авиационную тему для Московского авиационного института

aHBS6uV5ZA8
  • роспись темперой 2-х комнат лечебно-санаторного Управления Кремля

  • портретное панно для детской больницы Кремля

  • роспись (темпера и фрески) для клуба зрительного зала и театра Болшевского машиностроительного завода

  • «Строительство механического завода в городе Златоуст» масло, для постоянной Всесоюзной строительной выставки в Москве

  • панно «Скоростное строительство высотных зданий для Зала стальконструкций на постоянной Всесоюзной строительной выставке в Москве»

  • эскиз росписи для кинотеатра в городе Рязани

  • роспись фронтона кинотеатра в городе Смоленске

   Умер в Москве  21 ноября 1968 г., похоронен на Даниловском кладбище в одной могиле с Ольгой Анненковой; рядом с Ниной Константиновной Бруни (Бальмонт) и ее матерью Екатериной Алексеевной Бальмонт (Андреевой).

Зефиров Константин Клавдианович (1879-1960)

145948

   Художник,  родился в семье священника в 1879 году.

  Но в четырехлетнем возрасте, через год после смерти отца, был отдан на попечение родственников, а впоследствии – в Самарскую духовную семинарию. В старших классах К.К. Зефиров получил возможность посещать уроки художника К.Н. Воронова, выпускника Петербургской Академии художеств, который сумел привить юноше веру в себя.

reka-vorona-1920-e-zefirov-konstantin-klaudianovich

Река Ворона. 1920-е Зефиров Константин Клаудианович

 В годы обучения в Харьковском ветеринарном институте К.К. Зефиров увлекся студенческим движением. Однако желание стать художником привело его в частную школу Е.Е. Шрейдера (1902–1905), где он учился вместе с Г.С. Верейским и К.И. Истоминым. В 1906 году, скрываясь от политических преследований, К.К. Зефиров был вынужден покинуть Россию. Он поселился в Мюнхене, где царила атмосфера всеобщего увлечения искусством.

  Вернувшись в 1909 году в Россию, К.К. Зефиров посещал студию К. Киша в Москве. В это время он нашел друга и единомышленника – художника А.В. Фонвизина, с которым познакомился еще в Мюнхене. В 1914–1915 годах они обосновались в г. Молога Ярославской губернии, чтобы углубиться в работу с натурой: «Мы осознавали, что… надо смотреть на поля, солнце, надо видеть живую действительность, созерцать великую жизнь природы, красоту окружающего» (К.К. Зефиров). К этому периоду относятся самые ранние живописные и графические пейзажи. Одновременно художники ориентировались и на работы старых мастеров. 

muzyika-mendelsona-1935

Музыка Мендельсона. 1935

  В эти же годы своеобразным «русским барбизоном» стала для К.К. Зефирова деревня Карандеевка в Тамбовской губернии, куда он ежегодно возвращался на протяжении долгих лет. Там создана работа «Река Ворона» (1920-е годы).

  0WC_1RhAo8o

Ключевым этапом в творчестве художника стало участие в деятельности общества «Маковец» (1922–1926) – объединении художников и поэтов, стремившихся к духовной наполненности искусства. Основой творчества они считали религиозный опыт. К.К. Зефирову с его серьезным, углубленным отношением к искусству был важен этот круг единомышленников. Члены общества разделяли и близкое К.К. Зефирову понимание домашнего очага как основы жизни и культуры.

  Скончался 19 апреля в 1960 году, похоронен на Даниловском кладбище, уч. 27, с родными.

Тамонькин Никифор Яковлевич (1881-1951)

YJezX_AWhFk

Талантливый архитектор-график родился в с. Юрино Тамбовской губернии, окончил церковно-приходскую школу.

В 15 лет попал в Москву, служил разнорабочим у купчихи С.И.Кабановой. В свободное время рисовал, на его рисунки обратил внимание И.А.Морозов и вместе с Кабановой дал деньги юноше на учебу в Строгановском училище. Тамонькин участвовал в росписи Марфо-Мариинской обители, выполнял эскизы для убранства здания Казанского вокзала и станций московского метро,  40 лет проработал в мастерской А.В.Щусева.

 

Тамонькин, кроме того, писал пейзажи, натюрморты и портреты, занимался чеканкой, набойкой, графикой.

Но самое замечательное, что им сделано, — это фотографически точные и одновременно оригинальные и высокохудожественные зарисовки с натуры уходящей Москвы, Подмосковья, Углича, волжских городов и среди них сотни рисунков церковной архитектуры, храмов, многие из которых вскоре исчезли с лица земли.

   Благодаря его выверенным рисункам, в последние годы восстанавливаются десятки церквей и монастырей.

  Упокоился в 1951 году, похоронен на Даниловском кладбище, участок 25.

Горчилина-Раубе Мария Вячеславовна (1900-1979)

unknown

Художник, родилась в Москве, в семье ученого-лесовода, происходившего из литовских дворян. Он служил в уделах царского двора, главным образом в Симбирской и Владимирской губерниях. Мать принадлежала к польскому роду Свянторжецких, осевшему в имении близ Орла. Раннее детство Марии Раубе прошло на природе, в среднерусских селах Тарханы и Никологоры.

С восьми лет Мария была отдана в пансион графини Ледоховской в Марентехи (Финляндия) и только летом приезжала на каникулы к родителям. В пятнадцать лет перевелась в московский французский пансион Святых Петра и Павла, который закончила в 1917 году. Сразу после того поступила в Московское училище живописи, ваяния иTJtPAZ2Hyr4 зодчества (МУЖВЗ), вскоре переименованное в Свободные художественные мастерские и далее — во ВХУТЕМАС. Училась у С.В.Малютина, В.Н.Яковлева, В.Д.Фалилеева…

После 1928 Мария начала работать в области оформления выставок и текстиля. В 1930 поступила в цех росписи тканей «Всекохудожника». В 1935 перешла на киностудию «Детфильм», где занималась декорациями и костюмами (в частности, работала над кинокартинами «Гибель сенсации» и «Лампа Аладдина»), одновременно участвуя в создании театральных постановок (пьесы «Вздор» и «Вершины счастья» в театре ВЦСПС).

Ранних вещей Раубе-Горчилиной в России сохранилось немного. По воспоминаниям современников, в последние годы жизни, благодаря искусствоведам-супругам Маркаде, а также филологу Эдварду Олби, лучшие из ее произведений 30-х годов перекочевали во Францию и Америку в надежде на тамошний успех — да там и сгинули…

В 1939-41 Раубе-Горчилина работала на ВСХВ (позднее — ВДНХ) специалистом по народным орнаментам. С началом войны принимала участие в маскировке военных объектов, за что была награждена медалью «За оборону Москвы». После войны состояла художником по костюмам на киностудии «Мосфильм», проектировала декоративные объекты на заводе при Институте стекла. В 1955 — 1957 годах много занималась акварелью, позднее увлеклась техникой монотипии — живописными оттисками на бумаге. В 1970-е создала множество рисунков фломастером, не оставляя творческих занятий до последних дней.

В 1979 году скончалась, похоронена на Даниловском кладбище, участок 14.

Хрустачев Николай Иванович (1884-1960)

1_4.jpg.550x700_q85

 Русский художник, автор живописных пейзажей и портретов, акварелист, представитель искусства Серебряного века, талантливый педагог.

 

Н.И. Хрустачев родился в Сергиевом Посаде. Учился иконописному мастерству в мастерских Троице-Сергиевой лавры. Его дед, отец, двое братьев были прекрасными мастерами миниатюрной и рельефной резьбы по дереву. Сам Николай Иванович окончил в 1904 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества. До 1913 года преподавал в Павлово-Посадском реальном училище. Потом вместе с семьей – женой Александрой Васильевной и маленькой дочкой Мариной переехал в Феодосию, где учил живописи студентов местного учительского института, организовал в городе музей, народный театр и художественную школу. Перезнакомился с художниками, которые тогда жили и работали в этих местах, – К. Богаевским, М. Волошиным, дружил с вдовой И. Айвазовского.

  Писал пейзажи, портреты, натюрморты.

  В 1913–1922 жил в Крыму. Преподавал в Феодосийском учительском институте рисование и чистописание; читал лекции на учительских курсах в Симферополе и Феодосии (1914–1916).

hrustachev-ni (2)

  С 1918 — член литературно-артистического кружка «Флаг», с 1920 — Феодосийского союза художников, руководимого К. Ф. Богаевским. Часто гостил в Коктебеле у М. А. Волошина, подарившего жене Хрустачева, Александре Васильевне, урожденной Хитрово (1886-1943), два акварельных пейзажа с дарственными надписями.

В 1919–1921 — заведующий Отделом искусств Феодосийского отдела народного образования. При участии художника в Феодосии были открыты музей, Народный театр, Художественная школа. Выполнил росписи клуба и Земотдела в Феодосии (1918–1922).

  Был дружен с К. Ф. Богаевским и М. А. Волошиным, с сестрами Цветаевыми; часто гостил на даче Волошина в Коктебеле; известен также своим романом  с А. И. Цветаевой, с которой познакомился в Крыму в 1913.

  Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» (1912), «Московский салон», Общество им. Леонардо да Винчи (1900е — 1910-е), «Жар-цвет» (1924). Член Троице-Сергиевского (Сергиевского) художественного общества.

  Выставки произведений художника состоялись в 1988 в Феодосии и в 2006 в Москве.

  Творчество Хрустачева представлено в десяти музеях России и Крыма (Государственный литературный музей,Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Дом-музей М. А. Волошина в Коктебеле) и было экспонировано на более чем 50 выставках, в том числе Персональной — в Феодосийской картинной галерее в 1988 году. В 1912 году на выставке «Мир искусства» в Москве Хрустачев показал работы, посвященные первым крымским впечатлениям: «Балаган», «Магазин ковров», «Турецкая кофейня».

  В 1960 году упокоился на Даниловском кладбище, участок 31. Похоронен с родными.

Челноков Леонид Константинович (1919-2003)

img

Известный художник-оформитель продукции кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница», «Бабаевский».

В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС и брал частные уроки у Игоря Грабаря. В 1947 году к годовщине Октябрьской революции Челноков сделал эскиз этикетки для 100-граммового шоколада, который был утвержден худсоветом фабрики «Красный Октябрь», после чего начинающего промграфика приняли в штат, где он и проработал 42 года, сначала рядовым оформителем, а затем до пенсии главным художником.

17

Его произведения находятся на конфетах «Незнайка», «Ну-ка, отними!», «Раковые шейки», «Петушок», «Красный мак», «Стратосфера», «Бенедиктин», «Коровка», «Трюфели», «Чебурашка», «Кис-кис», «Лимонные», шоколадках: «Аленка», «Конек-Горбунок», «Мишка», «Слава», «Жар-птица», «Сказки Пушкина» и многих других. Отобразить полет человека в космос на этикетках конфет и шоколадок доверили также Челнокову.chelnokov_lk

Кроме этикеток для кондитерской продукции Челноков сделал этикетки для сыров, паштетов, водок, вина. Также он был профессиональным художником, писал большие картины.

Скончался в 2003 году, похоронен на Даниловском кладбище  с родителями, участок 20.

Плавинский Дмитрий Петрович (1937-2012)

  Художник. Родился в Москве 28 апреля в семье  школьных учителей.

  Один из основателей и лидеров движения нонконформистов.

  В 1951—1956 учился на театрально-декорационном отделении Московского областного художественного училища Памяти 1905 года у Виктора Шестакова, в прошлом художника Театра им. Всеволода Мейерхольда.

  В 1957 участвовал в выставке и работал в международной студии художников в парке им. М. Горького во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

IMG_4330

  В 1960 состоялась персональная выставка художника в квартире И. Цырлина. С 1960-х участвовал в многочисленных международных выставках нонконформизма. В 1975 принимал участие в выставке в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в Москве. С 1975 член и постоянный участник выставок Горкома графиков на Малой Грузинской. В 1978 принят в Союз художников СССР.

  С 1990 по 2003 жил и работал в Нью-Йорке. Направление своей работы Плавинский называет «структурным символизмом». Соединяя художественное мироощущение Востока и Запада, тяготеет к знаковому, философскому восприятию мира, раскрывая темы макро- и микрокосмоса. Работы Плавинского отличаются сложной многослойной техникой исполнения с применением лессировок. Великолепный рисовальщик, в 1960-е обратился к технике офорта.

1 сентября 2012 – умер в Москве; похоронен на Даниловском кладбище с родителями, участок 12.

  Матвеева Софья Васильевна (1904-1986)

niouy.0.iaoaaaaa

Софья Васильевна Матвеева родилась 14 июля 1904 г. в городе Ельце в семье служащего. В 1905 году семья переехала в Москву. Выраженное желание рисовать возникло у Сони Матвеевой очень рано, и в 1920 году эта страсть привела ее в студию художника Ф.И. Рерберга.

• 1921 г. — роспись тканей во «Всекохудожнике»

• 1924 г. — занятия в художественной студии П.Я.Павлинова и Ф.И.Фаворского. Параллельно экстерном окончила десять классов общеобразовательной школы

a4dc3c900e4c510329535efe7e6720ba_RSZ_690

• 1925 г. — поступила в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) на монументальное отделение живописного факультета. Училась живописи у П.В. Кузнецова, рисунку – у С.В.Герасимова, техники станковой живописи — у Н.М. Чернышева

IMG_7085 (2)

• 1930 г. — после окончания института распределена на работу художником в Малярстройпроект при ВСНХ, где проработала до 1938 года. В этот период вышла замуж за немецкого художника Эриха Борхерта, приехавшего в СССР работать специалистом в Малярстрое

• 1940-1942 гг. — после ликвидации Малярстроя, состояла в Горкоме Художников и вместе с мужем работала по договорам оформления помещений

• 1942 г. — художник в Измайловском парке

• 1946 г. — младший научный сотрудник (художник) Главного Ботанического сада АН СССР

Во время работы в ГБС АН СССР Софья Матвеева создала около 3000 уникальных рисунков растений из коллекций ГБС, множество пейзажей Ботанического сада и других живописных работ, гуашей, масляных полотен. Рисунки С.В. Матвеевой постоянно использовались в научной работе ГБС, неоднократно публиковались в научных изданиях и получали высокую оценку специалистов в СССР и за рубежом. Софья Матвеева успевала заниматься и общественной работой: оформляла стенды, стенгазеты, ею было создано большое количество замечательных шаржей и карикатур. В 1981 году произошло главное событие в жизни художницы — Софью Васильевну приняли в члены МОСХ.

  Скончалась Матвеева С.В. в 1986 году, похоронена на 21 участке Даниловского кладбища вместе с родителями.

Качаров Оскар Абрамович (1924-2007)

1__upload_iblock_b19_b198f7d4c13f4cb2a944439100f8978e

Живописец, монументалист, педагог. Заслуженный художник РФ (1997). Родился в Киеве, в семье врачей, 11 мая 1924 г.

Участник Великой Отечественной войны.

Еще в детстве мечтал быть художником. 1934-1937 – посещает изостудию Дворца пионеров. 1937-1940 – учеба в Киевской художественной школе им. Т.Г. Шевченко. 1938-1940 – учеба в студии художника-передвижника М.М.Ярового (Киев). 1941-1942 – преподаватель черчения и рисования в средней школе Шамшадинского района Армении.

О.А.-Памятиотца.1985.Холст,масло,фотография.КОМИИ.preview

В 1942 году, в 18 лет добровольцем ушел на фронт, воевал на 1-м Белорусском фронте, служил в артиллеристских и авиационных частях, механиком авиационного гарнизона, в разведывательном отделении, в 1944 году был начальником разведки. Участник штурма Берлина. Отец художника, участник Великой Отечественной войны, ушёл на фронт в один день с сыном, погиб в 1944 году. Они прошли всю войну почти рядом, но так и не встретились. В 1945 году на территории Польши художник случайно увидел могилу своего героически погибшего отца. В 1985 написал картину «Памяти отца».

kacharov_oa

Демобилизовался из армии в 1946 г, сержантом. Попутно занимался созданием плакатов, рисовал портреты однополчан. 1946-1948 – учеба во Львовском институте прикладного и декоративного искусства, факультет монументальной живописи, мастерская Р.Ю. Сельского. 1948-1953 учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова, живописный факультет (преподаватели С.И.Дудник, Д.Д.Жилинский, М.В.Алпатов, В.Н.Сарабьянов). 1953-1962 – преподаватель Молдавского республиканского художественного училища им. И.Е.Репина. Участник выставок с 1955 года, член Союза Художников СССР (РФ) с 1955 г. С 1962 г. жил и работал в Москве. Долгое время руководил студией самодеятельных художников при СХ СССР.

 Мастер принадлежал к легендарному поколению шестидесятников, чья деятельность в искусстве привела к обновлению советской культуры. Российская академия художеств отдает дань незаурядному таланту и энтузиазму маэстро, который создал и убежденно отстаивал собственную живописную концепцию — «систему десяти цветов». Оскар Качаров — художник, который говорил: «Когда я пишу красками, у меня перестаёт болеть сердце».

Скончался в Москве 14 января 2007, похоронен на Даниловском кладбище, урна с прахом — в колумбарии.

Толстой Андрей Владимирович (1956-2016)

de74a5e9c33b754239ec658a9aea9281

  (27 декабря 1956, Москва — 11 февраля 2016, там же) — российский искусствовед, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств.

  Окончил отделение истории искусств исторического факультета   МГУ. Доктор искусствоведения (2002), действительный член Российской академии художеств, член президиума академии.

Aeq0HdznUlo

Специалист, главным образом, по русской живописи XX века, изобразительному искусству русской эмиграции, связям русского и зарубежного искусства в XX веке. Профессор Московского архитектурного института, преподавал также в Институте европейских культур РГГУ. Ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительного искусства.

Заместитель главного редактора журнала «Пинакотека». До 2013 года — заместитель директора по научной деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Автор более множества статей и монографии «Художники русской эмиграции» (2005). Среди работ: «Александр Альтман» (2005); «Андрей Ланской», «Николай Исаев», «Георгий Лапшин», «Александр Альтман» (все — 2008).

Скоропостижно скончался в Москве в ночь на 11 февраля 2016 года. Похоронен на Даниловском кладбище, участок 8.

Толстой Владимир Павлович (1923 — 2016)

kopiya-vp1

Искусствовед. Родился 17.08.1923 г. в Москве.

В 1945 г. окончил искусствоведческое отделение МГУ, в 1950 г. — аспирантуру Академии наук СССР. Автор книг и статей по монументальному и декоративно-прикладному искусству, по художественным проблемам архитектуры. Серебряная медаль АХ СССР (1984) за книгу «У истоков советского монументального искусства. 1917-1923». Золотая медаль РАХ за двухтомник «Художественные модели мироздания» (2001, общая редакция). Среди основных работ также: «Советская монументальная живопись» (1958), «Советское декоративное искусство. 1917-1945 и 1945-1975. Очерки истории» в 2-х томах (1984, 1989, общая редакция, вступительные статьи), «Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств» (1984, общая редакция, вступительная статья), «Искусство и общество» (1991), «Росписи агитпоездов, агиттеатр, плакат. 1917-1932» (2002). «Картины мира в истории мирового искусства» (1995), «Художественные модели мироздания» (кн. 1, 1997; кн. 2, 1999; редактор и автор вступительных статей). Ответственный редактор и один из авторов книги: «Art Decoratif Sovietique». Paris. 1989 (Советское декоративное искусство. 1917-1937). «Река времен» (статьи разных лет, 2004).

ziwDhp5-0qw

Член-корреспондент АХ СССР (1988). Действительный член PAX (2007). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978). Доктор искусствоведения (1986). Профессор с 1991 г. Активную и плодотворную позицию занимал Владимир Павлович Толстой в Союзе художников СССР и России, Московском союзе художников, в том числе организовывал выставки советского искусства за рубежом. Многим искусствоведам и мастерам изобразительного искусства памятны творческие семинары, которые Владимир Павлович организовывал в Паланге в течение более двадцати лет и которые, несомненно, стали существенными вехами отечественной художественной жизни. Он воспитал плеяду учеников, ставших видными представителями науки и культуры в России, странах содружества.
Владимир Павлович Толстой, представитель древнего дворянского рода, был родоначальником целого замечательного искусствоведческого клана. Все его дети, включая безвременно ушедшего академика Андрея Владимировича Толстого, стали историками искусства.

Скончался 19 ноября 2016, похоронен на 39 участке Даниловского кладбища.

Маторин Михаил Владимирович (1901 — 1976)

111

Русский и советский график. Мастер книжного оформления, работал в технике ксилографии и линогравюры. Профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился и умер в Москве.

Рисовальщик и акварелист, мастер эстампа.

Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Окончил Государственную художественно-промышленную мастерскую печатного дела (1914-1920), учился у С.В.Герасимова, И.Н.Павлова, Г.Д.Алексеева, М.А. Доброва, Н.М. Чернышева, А.Г.Якимченко. Вскоре стал ближайшим помощником Павлова и постоянным посетителем Павловского «теремка» на Большой Якиманке, где собирались видные художники-графики. Одновременно занимался в студии В.Д.Фалилеева при Пролеткульте.

На конкурсе Госиздата в 1920 получил 1-ю премию за плакат «Да здравствует мировой Октябрь».

С 1920 по 1924 преподавал в Московских художественно-промышленных мастерских печатного дела, с 1924 по 1930 в Центральной полиграфической школе ФЗУ им. Борщевского, с 1935 по 1941 в школе ФЗУ комбината «Правда». С 1950 и до конца жизни преподавал в МХИ им. В.И.Сурикова, профессор.

Входил в Ассоциацию художников-граверов при Доме печати в Москве (1926-1929), АХРР (1926), секцию граверов ОПХ В Ленинграде (1928-1929), Союз советских художников в Москве (1931-1932).
Работы экспонировались с 1922 ( на первой русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван-Димена).

С 1920-х годов исполнял станковые гравюры на дереве и линолеуме, изображал русские и европейские исторические архитектурные памятники. Оформил около 20 книг издательства Academia. С 1935 г. — доцент, затем профессор класса гравюры МХИ им. В.И.Сурикова.

3d9edf4fad1bb49881b8a1096c9c01c7bc5f6c133591001

В ККГ находятся работы его учеников: В.И. Андрушкевич, Л.П. Дурасова, Ю.Е. Ефремов, А.И. Калашников, Н.И. Калита, Д.А. Надежин .

Художник-участник Великой Отечественной войны с первого ее года; он был в обороне Москвы, а затем в танковом корпусе. Маторин —
свидетель многих битв, в том числе сражения на Орловско-Курском направлении, форсирования Днепра. До 1944 года Маторин был курсантом, командиром взвода, затем батареи тяжелых минометов, участником боев под Москвой и на Орловско-Курской дуге (1941-1943), военный художник газеты «За победу» 9-го танкового корпуса Центрального фронта (1943-1944)1, а затем с 1944 года он был зачислен приказом Главного политического управления Советской Армии в военную студию имени Грекова. Пребывание в студии дало Маторину возможность совершить специальные поездки на финляндский фронт, а также в Румынию, Венгрию, Австрию и Чехословакию.

IMG_5466

В 1935 году началась серьезная педагогическая деятельность Маторина в Московском художественном институте. Он был приглашен доцентом по классу гравюры.После войны и до конца своей жизни Михаил Владимирович Маторин преподавал в Московском государственном художественном институте Сурикова. Профессор, заслуженный деятель искусства РСФСР, он жил напряженно, не экономя сил в творчестве.

В своих автобиографических записках Михаил Владимирович Маторин оставил восторженные страницы о неповторимом своеобразии, очаровании и преимуществах граверного искусства: «Какой диапазон оркестровых данных у этого способа печати! Черная и белая линия, черный и белый пунктир, тональности различных градаций…Разве обладают другие способы таким мощным оркестром графических средств?!»

Михаил Владимирович скончался в 1976 году. Похоронен на участке 4, с родными.

Завьялов Василий Васильевич (1906 — 1972)

Завьялов_В.В

Советский художник, график, один из первых создателей почтовых марок в СССР.

Василий Завьялов родился 14 августа 1906 года  в Москве, учился  в Художественной студии (1916–1918) у З. Е. Пичугина, Художественной школе при 1-й Образцовой типографии (1918–1923) у С. В. Герасимова, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, в школе граверов на фабрике «Госзнак», где и работал потом в течение многих лет.

Наиболее известен Василий Завьялов как мастер советской почтовой марки. Его первая марка с изображением деревянного Мавзолея Ленина вышла в 1925 году в рамках выпуска «Первая годовщина со дня смерти В.И.Ленина».

S-USSR-0213-1925-MINT_enl

Автор более 600 знаков почтовой оплаты, посвященных в том числе истории СССР. Среди них: «Лениниана», проекты, посвященные выдающимся деятелям Октябрьской революции и героям Гражданской войны, перелету Москва — США через Северный полюс, Красной Армии и Военно-Морскому флоту, спорту, восстановлению Днепрогэса, союзным социалистическим республикам, великим деятелям мировой культуры и науки, достижениям советской космонавтики и аэронавтики, советскому балету, истории отечественной почты, Московскому Кремлю, истории Отечественного флота и другие.

Сыновья Василия Завьялова, Лев и Александр, были также художниками и часто выступали соавторами художника при создании марок и художественных маркированных конвертов.
В 1950-е годы в Москве в ДК имени Горбунова прошла выставка Завьялова, на которой были представлены оригиналы созданных им почтовых марок по восьми тематическим разделам: революция, политика, искусство, литература, спорт, история, народное хозяйство, памятные даты.

Василий Васильевич Завьялов — замечательный график, работал в различных графических техниках, в том числе мастерски владел техникой офорта, литографии. Был автором жанровых композиций, пейзажей, портретов. Во время Великой Отечественной войны выполнил ряд живописных произведений на военную тематику.

10

С 1922 года — участник выставок. Член АХРР — АХР (1926–1932). Экспонировал свои произведения на выставках: «Художники РСФСР за XV лет» (1934), советской цветной гравюры к 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1937), советской цветной гравюры (1937) в Москве, Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» (1939) в Москве, Ленинграде и других. Участвовал во многих зарубежных выставках: в Германии (1922), Италии (1927), США (1929), Чехословакии (1934), Болгарии (1936), Париже (1937). С 1926 — экспонент всех международных выставок почтовых марок.

В 1958 году Василий Завьялов был представлен к званию «Заслуженный художник РСФСР», однако из-за ошибки в марке «Совещание министров связи социалистических стран в Москве» (цвета флага Чехословакии оказались перевёрнутыми), звание Завьялову присвоено не было. Заслуженным художником РСФСР Василий Васильевич стал только десять лет спустя.

Творчество художника представлено во многих собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее.

Скончался Василий Васильевич в 1972 году 31 июля, похоронен на Даниловском кладбище, участок 36,  с родными.

Александров Юрий Владимирович (1910-1976)

Александров,_Юрий_Владимирович

 

Юрий Владимирович Александров (1910— 30 ноября 1976, Москва) — советский архитектор, график, графический дизайнер.

Родился в дворянской семье. Его отец служил городским архитектором в России и Польше.

В 1929 году поступил в Академию Художеств в Ленинграде но в силу дворянского происхождения был отчислен. Затем поступил в Высший архитектурно строительный институт (с 1933 — Московский архитектурный институт), параллельно поступил работать в мастерскую академика архитектуры А. В. Щусева. Принял участие в создании конкурсного проекта Дворца Советов, участвовал в проектировании интерьеров гостиницы «Москва».

В 1936 году был арестован, осуждён по статье 58-10. В лагерях НКВД отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1939 году был оправдан судом, и освобождён при личном вмешательстве Н. К. Крупской.

Участвовал в Великой Отечественной Войне. С декабря 1941 служил в качестве главного инженера Жилищно-строительного района Балтвоенморстроя НКВД, за что был награждён медалью «За боевые заслуги». После окончания войны был направлен на демонтаж предприятий, производивших комплектующие для ракет ФАУ-2 в Саксонии.

В 1946 году переехал в Москву. С конца 1940-х работал в Москве оформителем и иллюстратором журналов мод «Ткань и одежда», «Женщина», «Страницы моды» — первых советских журналов мод, которые издавались столичными универмагами (ГУМ и ЦУМ).
В 1970-х в сотрудничестве с Домом моделей спортивной одежды на Пятницкой улице, 59, создавал модели спортивной одежды и оформлял журналы, в частности «Мода и Спорт», последним стал журнал «Мода и Спорт — 77» (вышел после смерти Александрова).

Скончался 30 ноября 1976 года, похоронен на Даниловском кладбище, участок 26.

Александров Всеволод Юрьевич (1936-2010)

109750875555

 

Всеволод Юрьевич Александров (4 июня 1936, Москва —25 июля 2010, Москва) советский, русский живописец и график, член член Союза художников СССР (1988). Родился в 1936 году, в семье потомственных дворян, в Замоскворечье.

  Отец художника, архитектор и график Юрий Владимирович  Александров (1910-1976)  известен, как автор проекта внутренней отделки гостиницы » Москва», возводившейся под руководством академика А. В. Щусева.

В. Ю. Александров получил серьезное классическое художественное образование. После окончания первой средней художественной школы при институте им. Сурикова АХ СССР он занимался у народного художника РСФСР В.Е. Егорова — известного русского советского художника театра и кино, ещё до революции прославившегося оформлением спектакля «Синяя птица» в МХТ. В 1958 году Всеволод поступает на кафедру монументальной живописи Строгановского училища.

arhangel_mihail_800

  Очень важной для формирования Всеволода Александрова, как художника была поездка в 1959 г. в Ферапонтов монастырь, где он принимал участие в студенческой научно-исследовательской работе, изучал технику и краски старинных фрескок, делал их копии, писал пейзажи.

  Неудовлетворенный системой преподавания в училище и в связи переездом семьи в Таллин, он переводится в находящийся там Государственный художественный институт Эстонской ССР. Его учителя там профессор Иоханнес Вырахансу и народный художник ЭССР профессор Валериан Лойк принадлежали к европейской школе живописи и продолжительное время работали в Париже. Всеволод участвовал во всех выставках, организованных институтом.

DEgUQwXKoYg

По окончании института В. Ю. Александров возвращается в Москву, где участвует в Первой Молодежной Всесоюзной выставке. В поисках собственного художественного языка он в конце 60-х годов пробует себя в нонфигуративном направлении, создавая ряд абстрактных живописных работ. Одновременно с этим он выполняет серию графических работ посвященных современной архитектуре Парижа. В 1969 году Всеволод Александров присоединяется к Московскому объединённому комитету художников-графиков (на Малой Грузинской) и участвует в выставках художников-нонконформистов. В 1979 году он входит в состав секции живописи при этом комитете.
Глубокое проникновение в духовный мир и технику древнерусских фресок, связанное, также и с научными исследованиями В. Ю. Александрова красок Дионисия, органично приводит художника к религиозной тематике. В апреле 1991 года в Варшаве состоялась персональная выставка художника, на которой были представлены его религиозная и абстрактная живопись и графика. В том же году художник и его картина «Мадонна Мизерикордия» получают благословление Папы Римского Иоанна Павла II.

   В. Ю Александров занимался также и педагогической деятельностью — с 1980 по 1982 он преподавал рисунок в Архитектурном институте До последних дней своей жизни В. Ю Александров активно работал, участвовал в выставках. Его произведения — это размышления о добре и духовности, выраженные в образах «другой реальности», существующей рядом в нашем драматическом мире. В. Ю. Александров — член Союза художников СССР с 1988 года. Постоянный участник выставок МОСХ.В 1964 г. Работы в жанре картина, портрет, пейзаж. Картины находятся в США, Германии, Польши, Чехии и др. странах.

  Скончался 25 июля 2010, похоронен на Даниловском кладбище, участок 26, с родителями.

Голиков Валерий Николаевич (1945 — 2003)

iXQLTY30G

  Валерий Николаевич Голиков родился вскоре после великой Отечественной войны 29 августа 1945 года в городе Кандалакша. В дальнейшем семья переехала в Воронежскую область. С детства Валерий всегда рисовал и в 14 лет поступил в Курское художественное училище. В 1963 году был принят на графический факультет МГХИ им.Сурикова. Со второго курса пошел служить в армию (1964-1968 гг.). Плакатное отделение института закончил в 1973 году. Член союза художников России с 1982 года. Участник многих всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Работал в Мастерской наглядной агитации, в Агитплакате, в Комбинате диарамно-макетных и художественных работ.

golikov_valeriy_400_2

  Талантливый, пластически мыслящий художник. Его плакаты отличаются свежим, неожиданным решением, оригинальной выдумкой, изяществом исполнения; они современны и привлекают к себе внимание. Работа у Валерия вдумчива, рассудительна, казалось, даже медленна. Но это на первый взгляд. Образ постепенно рождался в его сознании, а само исполнение произведения он мог выполнить за одну ночь, с большим мастерством и виртуозностью. Он хорошо владел рукописным шрифтом, который всегда дополнял изобразительную часть его плакатов. Занимался он и керамикой, прекрасно освоив специфику этого нового для него материала.

  Ушел из жизни Валерий неожиданно, в расцвете творческих сил и таланта 12 января 2003 года, но работы его постоянно печатаются, выставляются на выставках. Похоронен на 6 участке.

Козлов Григорий Андреевич (1884 — 1968)

KOZLOV-2 Скульптор.kozlova-aya1

 Родился Григорий Андреевич 29 сентября 1884 года.

Известный ваятель и талантливый педагог, в начале века — участник революционного движения. В 1905-1910 гг. находился в заточении, а затем в ссылке. В 1915 г. закончил вольнослушателем Казанскую художественную школу. С 1926 г. преподавал в высших учебных заведениях Казани, а затем в Московском Ломоносовском рабфаке. Участник выставок посвящённых десятилетию и пятнадцатилетию РККА. Среди его учеников Аникушин М.К. и Токарева В.В.

Скончался 11 июня 1968 года, похоронен в Москве на Даниловском кладбище (36 уч.), рядом с женой, актрисой Козловой (Аросевой) А.Я. Здесь же похоронен их сын, актёр Козлов И.Г.

Виноградов Милий Александрович (1910-1985)

_AHm7Kbsa-M

zav_rostov55

Российский художник театра, заслуженный артист Казахской ССР (1943), заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (1930). В 1932-1934 гг. работал в Москве с Ю. А. Завадским в его Театре-студии, затем в драматическом театре в Ростове-на-Дону, где оформил спектакли «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому (1937) и «Собака на сене» Лопе де Веги (1939). В 1940-1954 гг. – главный художник Театра им. Моссовета. Создал декорации к спектаклям: «Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1944) К. Гольдони, «Отелло» У. Шекспира (1944), «Чайка» А. П. Чехова (1945), «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951), «Сомов и другие» М. Горького (1954) и др.

Оформлял спектакли в театрах Москвы: «Хлеб и розы» А. Д. Салынского (1957), «Беспокойная старость» Л. П. Рахманова и «Золотой ключик» А. Н. Толстого (1970), «Лисички» Л. Хелман (1975) – Театр им. Ленинского комсомола; «Ученик дьявола» Б. Шоу (1957, Драматический театр им. Станиславского), «Стряпуха» А. В. Софронова (1959), «Пьеса без названия» («Платонов») А. П. Чехова (1960), «Русский лес» Л. М. Леонова (1961), «Двое на качелях» У. Гибсона и «Живой труп» Л. И. Толстого (1962) – Театр им. Вахтангова, и др. Его декорациям присущ ярко выраженный праздничный характер, импровизационная легкость, богатство цвета. В последние годы жизни работал в музыкальных театрах.
Сценограф Милий Виноградов (восстанавливал «Принцессу Турандот» в Театре Вахтангова) оформлял и ростовские спектакли.

  Скончался 9 июля 1985 года, был похоронен на участке 16.

513166.x417p

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
©