Музейные работники.

    На Даниловском кладбище похоронены основатели, хранители, директора музеев — Третьяковской галереи, Оружейной Палаты в Кремле, Эрмитажа, Русского музея, МХАТа.

  Это Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, Сергей Николаевич Тройницкий, Илья Семенович Остроухов и Петр Иванович Нерадовский, Георгиевский Василий Тимофеевич, Федор Николаевич Михальский.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

  Основатель Третьяковской галереи родился в Москве
в 1832 году в купеческой семье. Он получил домашнее образование. Со временем занялся семейным делом. Вместе со своим братом Сергеем Павел Третьяков занимался торговлей. Изначально у него были торговые лавки, позже он открыл магазин шерстяных, бумажных и полотняных товаров. Через некоторое время купец приобрел фабрики. Современники Третьякова считали его «загадочным и тихим». Он был при деньгах, но никаких балов и маскарадов не признавал. 

Основатель Третьяковской галереи родился в Москве в 1832 году в купеческой семье. Он получил домашнее образование. Со временем занялся семейным делом. Вместе со своим братом Сергеем Павел Третьяков занимался торговлей. Изначально у него были торговые лавки, позже он открыл магазин шерстяных, бумажных и полотняных товаров. Через некоторое время купец приобрел фабрики. Современники Третьякова считали его «загадочным и тихим». Он был при деньгах, но никаких балов и маскарадов не признавал. 

Со своей супругой купец познакомился совершенно случайно. С Верой Николаевной Мамонтовой он повстречался в ложе театра. Ее женственность и мягкость сразу пришлись по душе Третьякову. Долгие годы он был счастлив со своей любящей женой, которая родила ему четырех дочерей. Светские вечера ему не нравились, поэтому единственным хобби зажиточного предпринимателя считалось коллекционирование картин. Свои первые приобретения он сделал в 1856 году. Именно тогда началась история Третьяковской галереи. Со временем коллекционер не только покупал готовые шедевры, но и заказывал картины у художников. Больше всего Третьякову нравилось творчество Перова, поэтому картины этого художника он покупал достаточно активно. Первые картины коллекционер располагал в жилых комнатах бельэтажа в доме, где жила семья Третьякова.

Со временем коллекция пополнялась, а сам Павел Михайлович стал обладателем уникальной картинной галереи. В 1860 году известный коллекционер составил завещание, в котором четко определил цель своей деятельности. Он сообщил, что испытывает искреннюю любовь к живописному искусству, именно поэтому желает, чтобы произведения были доступны всем. Позже Третьяков уже выбирал картины не в качестве любителя живописи, а как настоящий историк искусства. При этом он старался не пропустить ни одного шедевра, который являлся значимым для русской живописи. В 1892 году Третьяковская галерея была подарена Москве

 А это означало, что каждый желающий имел возможность получить удовольствие от просмотра подлинных шедевров. Название галерея получила в честь своего основоположника. Именно так потомки отблагодарили великого человека, который столько сделал для русского народа.

В 60-х годах Третьяков решил создать галерею, где будут представлены портреты известных русских деятелей искусства, литературы и науки. Такая простая идея еще никому не приходила в голову. Павел Третьяков боялся, что после ухода из жизни великих людей потомкам ничего не останется. Первыми он купил портреты Щепкина, Гоголя, Кукольника. Позже он стал самостоятельно заказывать портреты своих любимых художников и авторов.

Наиболее активным периодом формирования картинной галереи считаются 80-е годы 19 века. Это связано с коммерческим успехом Третьякова. Это позволило ему заказать и приобрести такие значимые работы, как «Оттепель», «Грачи прилетели», «Мокрый луг», «Утро стрелецкой казни» и многие другие. В этот период уже знаменитая галерея пополнялась не только единичными картинами, но и целыми коллекциями. В 1874 году Третьяков купил 144 картины у Верещагина. Позже было приобретено 127 рисунков карандашом. Даже после того, как Павел Михайлович передал свою уникальную коллекцию родному городу, он все еще продолжал пополнять ее уникальными шедеврами. Ежегодно он приобретал для галереи десятки картин, этюдов и рисунков. Свою последнюю покупку он сделал в 1898 году, когда был тяжело болен. Тогда был куплен эскиз Левитана к картине «Над вечным покоем». В этом же году великий меценат и любитель изобразительного искусства скончался и был похоронен в родовом некрополе на Даниловском кладбище. В 1948 году на Новодевичье кладбище были перезахоронены братья — Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы и супруга Павла Михайловича — Вера Николаевна.

 Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892)

39

  Коллекционер родился в 1834 году в  Москве, в купеческой семье. 

 Под влиянием брата увлёкся коллекционированием. Первоначально покупал картины русских художников: А.П. Боголюбова, Ф.А. Васильева, В.В. Верещагина, В.Г. Перова, А.А. Иванова, А.И. Куинджи, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и др. В собрании Третьякова находилось и несколько скульптур отечественных мастеров: М.М. Антокольского, П.К. Клодта, Н.А. Лаверецкого, С.И. Иванова и др.

  С первой половины 1870-х годов С.М.  Третьяков собирал в основном произведения западноевропейской живописи, пользуясь советами И.С. Тургенева и художника А.П. Боголюбова. Ядро коллекции составили картины французских художников: Ж.Л. Давида, К. Коро, Э. Делакруа, Н.В. Диаза, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, К. Труайона, Г. Курбе, Ж. Бастьен-Лепажа, Э. Месонье, Ж.П. Лоранса, Л.Ж.Ф. Бонна. Третьяков приобретал произведения и других школ: немецкую живопись в его коллекции представляли А. фон Менцель, О. Ашенбах, Л. Кнаус, голландскую — Й. Исраэлс и др., испанскую — М. Фортуни и др. К концу 1880-х гг. в собрании Третьякова насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников.

  С 1851 братья Третьяковы жили в Лаврушинском переулке, 10, в особняке, который они вместе приобрели. В 1868 году С.М. Третьяков переехал на Мясницкую улицу. В 1871 приобрёл, в 1872—75 по проекту архитектора А.С. Каминского перестроил особняк на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6). Здесь с самого начала размещалась художественная коллекция С.М. Третьякова, бывали представители московской интеллигенции, художники и музыканты, в том числе П.И. Чайковский, Рубинштейн, И.Е. Репин, однако для свободного посещения собрание было почти недоступно, поскольку С.М. Третьяков подолгу бывал за границей, а с 1889 жил в Петербурге.

  По завещанию С.М. Третьякова его коллекция перешла в распоряжение брата. По описи в 1892 в ней значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, а также несколько картин и скульптур русской школы. Она была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 выставлена в двух специально для неё пристроенных залах. В 1925 картины в основном были переданы в Музей изящных искусств, несколько — в Эрмитаж.

  Скончался в 1892 году в  Петергофе, похоронен в Москве на Даниловском кладбище, в родовом некрополе; в 1948 году — перезахоронен на Новодевичье кладбище в Москве.

Сергей Николаевич Тройницкий (1882-1948)

image46797562

  Известный геральдист и искусствовед, один из основателей журнала «Старые годы», из старинного дворянского рода. Родился 19 августа 1882 в городе Вятка. Сын сенатора действительного тайного советника Н. А. Тройницкого.  

  Окончил в 1904 г. Императорское училище правоведения. В 1908 г. был принят на службу в императорский Эрмитаж в отдел средних веков и эпохи Возрождения, с 1915 — хранитель отделения древностей Эрмитажа. В 1917 г. был членом юридической комиссии при Временном правительстве по вопросу о государственных флаге и гербе. В 1918 г. назначен заведующим и хранителем вновь организованного отдела прикладного искусства нового времени. В том же году избран директором Государственного Эрмитажа. В мае 1927 г. освобождён от этой должности, после чего переведён в отдел прикладного искусства заведующим, где и проработал до 1931 г., когда был «вычищен по первой категории» без права работать в Эрмитаже. После увольнения работал научным экспертом объединения «Антиквариат».

  В 1935 г. арестован как «социально опасный элемент» и выслан вместе с женой на 3 года в Уфу. По возвращении из ссылки работал (подрабатывал)  научным сотрудником Музея фарфора и фаянса в Кусково, в Пушкинском музее. Скончался от туберкулеза 2 февраля 1948 года. Был похоронен на Даниловском кладбище (впоследствии рядом с ним были похоронены его внук и дочь).

   По заключению Прокурора г. Ленинграда от 29 сентября 1989 г. реабилитирован.

         Георгиевский Василий Тимофеевич (1861 — 1923)

  Василий Тимофеевич (6.01.1861, г. Судогда Владимирской губ .- 14.12.1923, Москва), исследователь древнерусского и традиционного церковного искусства, архивист, многолетний служащий по духовному ведомству; хранитель в Оружейной палате московского Кремля.

В. Т. Георгиевский. Фотография. Ок. 1905 г.

   Родился в семье священника. Окончил Владимирскую ДС (1881), церковно-историческое отделение КДА (1885), после чего преподавал во Владимирском женском епархиальном училище; в последующие годы служил инспектором церковно-приходских школ в Киеве и Киевской губернии.  В 1907-1917 гг. член Училищного совета при Святейшем Синоде; в должности помощника наблюдателя церковноприходских школ неоднократно выезжал для проведения экзаменов и оказания помощи в становлении учебного процесса в Костромскую, Новгородскую, Донскую, Литовскую, Херсонскую, Енисейскую, Иркутскую, Черниговскую, Астраханскую, Архангельскую, Вятскую, Волынскую, Курскую, Сухумскую, Полоцкую и др. епархии. С 1912 г. сверхштатный член синодального Учебного комитета и старший помощник наблюдателя церковноприходских школ.

  Многолетняя и усердная служба Георгиевского при Святейшем Синоде отмечена орденами Станислава 3-й степени (1899), св. Владимира 3-й степени (1910) и Станислава 1-й степени (1913). Имел чин статского советника. В 1913 г. рассказывал об исторических памятниках Суздаля императору Николаю II и его семье при их посещении этого города. В 1917-1918 гг. Георгиевский- делопроизводитель на Всероссийском Поместном Соборе в Москве.

  Георгиевский активно занимался изучением церковно-археологической старины. В 1885-1900 гг. заведовал б-кой и древлехранилищем владимирского братства во имя блгв. кн. Александра Невского; издал историко-архитектурную монографию «Флорищева пустынь» (Вязники, 1896) с описанием архивных документов, рукописей и старопечатных книг пустыни. Состоял членом МАО, Владимирской ученой архивной комиссии, С.-Петербургского и Московского археологических институтов, Об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины в России, Комитета по восстановлению Ферапонтова Белозерского монастыря и др. ученых об-в, комитетов и комиссий. В 1913-1914 гг. читал лекции по истории русской иконописи в Зубовском институте истории искусств в Санкт-Петербурге.

  С 1901 по 1914 г. Георгиевский занимал должность уполномоченного по делам иконописных школ при Высочайше утвержденном Комитете попечительства о русской иконописи, где сотрудничал с графом С. Д. Шереметевым, академиком Н. П. Кондаковым и директором Санкт-Петербургского археологического института Н. В. Покровским; добился улучшения преподавания в иконописных мастерских Мстёры, Холуя и Палеха во Владимирской губернии. С 1902 г. при его участии издавались «Известия» и «Иконописные сборники» комитета. На средства комитета была издана работа Георгиевского, сделавшая ему имя в научной среде,- «Фрески Ферапонтова монастыря» (СПб., 1911). Росписи Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), опубликованные в этом издании, стали открытием нач. XX в. 31 дек. 1911 г. на Всероссийском съезде художников в С.-Петербурге Г. сделал доклад о фресках Дионисия, после чего начались многочисленные поездки в Ферапонтов мон-рь художников и др. людей творческих профессий. Фотографии фресок Ферапонтова мон-ря, представленные на выставке съезда, вызвали дискуссию о способах наилучшей передачи цвета и фактуры живописи Дионисия. Одновременно Г. организовал на съезде выставку древних икон из московских и с.-петербургских частных коллекций, напечатал каталог выставки и ее обзор в «Трудах» съезда.

  Георгиевский является автором одной из первых общих работ о древнерус. искусстве, опубликованной в качестве приложения к книге Ш. Байе «История искусств» (К., 1902. С. 325-366).

  В 1911-1913 гг. Георгиевский совершил 3 научных путешествия на Афон, доставил в Россию несколько фрагментов афонской стенной живописи и опубликовал альбом «Фрески Панселина в Протате на Афоне» (СПб., 1914), где впервые были изданы цветные фотографии фресок нач. XIV в. в соборе Протата.

  В июле 1918 г. Г. принял предложение И. Э. Грабаря войти в Комиссию по сохранению и раскрытию древней живописи в России, созданную при Музейной коллегии Наркомпроса РСФСР. В июле-авг. того же года принимал участие в расчистке фресок XII в. в Дмитриевском соборе и фресок нач. XV в. в Успенском соборе во Владимире. Пользуясь связями в высших церковных кругах, получил грамоту Святейшего Патриарха Тихона с благословением на производство этих работ и на осмотр чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери в соборной церкви Боголюбова мон-ря. В сент. 1918 г. участвовал в экспедиции А. И. Анисимова в Кириллов Белозерский и Ферапонтов мон-ри, где была, в частности, расчищена икона-портрет прп. Кирилла Белозерского, приписываемая Дионисию Глушицкому. В этот период Георгиевский активно переписывался с находившимся в эмиграции Кондаковым, которого считал своим учителем. По возвращении из экспедиции занял должность инспектора при Главном управлении архивного дела в Петрограде, но 1 сентября 1919 г. перешел на должность хранителя древних тканей в Оружейную палату Московского Кремля. 

  Дочь Георгиевского — Е. В. Георгиевская-Дружинина после смерти отца издала последнюю, подготовленную до 1917 года, научную работу отца — «Памятники старинного русского искусства Суздальского музея» (Москва, 1927). У неё же сохранилась часть архива В. Т. Георгиевского.

  По воспоминаниям поэта, прозаика и художника С.И. Четверухина (1911–1983), с отцом которого дружил Георгиевский, последний в «церкви читал и подпевал приятным баритоном, звонил, подражая Ростовским звонам, водил в Исторический музей поклониться только что расчищенной иконе Богоматери. Крупный, осанистый, красивый, с лицом, окаймленным пышной копной седеющих волос. Был он прост и добродушен, и мы, дети, тормошили его, забираясь на колени, и отрывали от разговоров.

  Умер Василий Тимофеевич 14 декабря  1923 года после недолгой болезни. На его отпевание пришло много профессоров и художников, называли Васнецова и Нестерова. Отпевал митрополит Крутицкий Петр». Василий Тимофеевич жил в Замоскворечье. Похоронен на Даниловском кладбище,  участок 10.

                    Михальский Федор Николаевич (1896-1968)

71231_r

Михальский Федор Николаевич (3.10.1896, Сапожок Рязанской губ. — 4.5.1968, Москва). Театральный деятель. Директор музея МХТ.

  Учился в Московском университете. В 1918 г. поступил в Художественный театр в качестве инспектора, помощника С. А. Трушникова, который заведовал «хозяйственной частью» МХТ; после ареста и административной ссылки вернулся к исполнению своих обязанностей.

  Для характеристики Михальского достаточно нескольких строк из письма Станиславского 1924 г.: «Если бы Вы могли заглянуть в наши сердца и понять, что в них происходит, Вы бы удивились и были горды. Вы один из немногих, который сумел заслужить всеобщую единодушную любовь и признание всех, начиная с актеров и кончая рабочими». По возвращении в театр Михальский занимал различные должности, в том числе главного администратора и помощника директора МХАТ (с 1937 — директор музея МХАТ). Немирович-Данченко отмечал в нем «предприимчивость, энергию, мудрость, решимость — проще сказать — талантливость администратора». В одном из своих последних писем он делится с Михальским тревожными мыслями о будущем МХАТ и, очевидно, ждет от него инициативы в реорганизации труппы.

  Михальский был своим человеком в доме М. А. Булгакова; его образ увековечен в знаменитой главе «Театрального романа» о конторе Филиппа Филипповича в Независимом театре. Помимо административного, он обладал еще одним особым талантом — радовать людей своего окружения, помогать им в беде, заступаться за них в случае необходимости. Он славился юмором, а его квартира была своеобразным клубом для актеров, режиссеров и художников двух поколений МХАТ и его бывших студий. Здесь царила «высокая богема» с остроумными импровизациями, страстными спорами об искусстве, музыкальными экспромтами. И только самые близкие друзья порой замечали в глазах этого веселого человека затаенную тоску одиночества.

  Федор Николаевич скончался 4 мая 1968 года в Москве. Когда его хоронили, на панихиде исполняли его любимые «фанфары» из музыки Ильи Саца к «Гамлету», а молодой артист, выполняя его волю, читал над свежей могилой Есенина: «Отговорила роща золотая…»

  Могила Ф.Н. Михальского находится на Даниловском кладбище, участке 14.

Шапошникова Людмила Васильевна (1926-2015)

Директор московского музея Рериха.

0ReaDA84XOg

24 августа после продолжительной болезни в возрасте 89 лет ушла из жизни Генеральный директор общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов Людмила Васильевна Шапошникова.

Л.В. Шапошникова – известный общественный деятель России, крупнейший в мире исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов, историк-востоковед, философ¸ писатель, путешественник, заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, почетный доктор академии наук Монголии, почетный доктор Кыргызско-Российского Славянского университета, главный редактор журнала «Культура и время», первый вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР), президент Благотворительного Фонда им. Е.И.Рерих.

Многие годы своей обширной творческой деятельности Людмила Васильевна посвятила исследованию культуры и истории Индии, укреплению и развитию российско-индийских культурных связей. Результатом этих исследований стали не только многочисленные научные труды, но и удивительные документальные повести об этой стране и ее людях, написанные ярким, живым, увлекательным языком. В 1967 году правительство Индии высоко оценило труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру.

В 1968 году в Индии состоялась первая встреча Л.В. Шапошниковой со Святославом Николаевичем Рерихом – младшим сыном Рерихов, известным художником, просветителем и общественным деятелем. С этого момента научное, культурное и художественное наследие Рерихов становится центральной темой ее исследований. В 1973 – 1974 гг. по сценарию Л.В.Шапошниковой в соавторстве с Р.А.Григорьевой впервые в нашей стране был снят полнометражный документальный фильм о Николае Рерихе.

В 1975 – 1980 гг. она в одиночку повторила маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (исключая Китай). Итогом этого уникального путешествия явилось издание фотоальбома «От Алтая до Гималаев», где Л.В.Шапошникова предстает не только как автор интереснейших текстов, но и как талантливый фотограф. Все это, включая многие незаурядные качества ее характера как ученого, организатора, творчески и широко мыслящего человека, предопределили выбор С.Н.Рериха: в 1989 году он предлагает кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой в качестве руководителя общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, а в 1990 году объявляет ее своим доверенным лицом, через которое передает на Родину бесценное культурное наследие своих родителей. В мае того же года уникальный груз доставляется Людмилой Васильевной из Индии в Москву и становится национальным достоянием России. Таким образом, благодаря подвижнической деятельности Л.В.Шапошниковой удалось обеспечить беспрецедентное в мировой практике возвращение в Россию зарубежного наследия. На Родину вернулись 4,5 тонны картин и архивов семьи Рерихов.

Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, из руин был восстановлен уникальный памятник архитектуры XVII – XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок под ее руководством создается крупнейший общественный Музей России – Центр-Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов.

Л.В.Шапошникова известна не только как ученый-исследователь, культуролог, искусствовед, но и как незаурядный философ, предложивший ясный и научно-обоснованный подход к пониманию духовных основ космической эволюции, представленных в философской системе Живой Этики. Ее фундаментальные монографии «Веления Космоса» (1995), «Мудрость веков» (1996), «Град светлый. Новое планетарное мышление и Россия» (1999), «Тернистый путь Красоты» (2002, признана «Лучшей книгой года») и другие заложили прочную основу нового осмысления исторического процесса и культуры как космического явления, вошли в золотой фонд бесценного российского и мирового наследия.

В общей сложности перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат 35 книг и более 500 статей, посвященных творческой деятельности семьи Рерихов и культуре и истории народов Индии. Являясь одним из родоначальников отечественного рериховедения, Л.В.Шапошникова стала основателем новой научной школы культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного и философского наследия семьи Рерихов.

shaposhnikova_lv

 

Ее служение высоким идеалам, широкая общественная и культурная деятельность по сохранению, исследованию и популяризации наследия Рерихов получили высокую оценку государства, российской и международной общественности. Указом Президента Российской Федерации № 1362 от 27 ноября 2002 года Людмиле Васильевне Шапошниковой за заслуги в области искусства было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

В 2006 году за большой вклад в развитие музееведения и сохранения культурного наследия Л.В.Шапошникова была награждена «Орденом Дружбы». В 2007 году за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха, Л.В. Шапошникова была удостоена Национальной Премии «Культурное наследие». В 2010 году деятельность Л.В.Шапошниковой получила высокое европейское признание. Она стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд».

В 2011 году за большой вклад в сохранение культурного наследия и многолетнюю просветительскую и общественную деятельность Л.В.Шапошникова была награждена орденом «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ» IV степени. В 2012 году удостоена звания лауреата премии Благотворительного фонда возрождения национального, культурного и духовного наследия «Древо жизни».

Московское бюро ЮНЕСКО вручило Л.В.Шапошниковой диплом за значительный вклад в программу «Культура мира», Российская академия художеств – медаль «Достойному». Она награждена почетным званием и знаком «Рыцарь науки и искусств» и серебряной юбилейной медалью «Российской академии естественных наук – 10 лет. 1990 – 2000». Международный гуманитарный фонд «Знание» наградил Л.В.Шапошникову медалью академика С.И.Вавилова и дипломом за выдающийся вклад в научно-просветительскую, историко-культурную и общественную деятельность по сохранению и популяризации творческого наследия Н.К. Рериха. Л.В.Шапошникова – сопрезидент международных проектов «Знамя мира», «День Земли», «Колокол мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН. В ее честь названа малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, получила имя «Lyudvasilia».

Завершился земной путь Людмилы Васильевны. Остались созданный ею общественный Музей, сохранено наследие Рерихов.

Прах захоронен на участке 29.

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
©