Певцы и музыканты.

  На Даниловском кладбище похоронены солисты Большого Театра — Нина Ивановна Покровская и Анатолий Николаевич Садомов; концертмейстер Ольга Трацевская; солист группы «Лесоповал» — Сергей Коржуков и бард — Эрих Кролле; исполнители романсов — Николай Алексеев и Анна Безлюдская; собиратель народных песен и руководитель хора Бронницких крестьян — Петр Яковлевич Ярков; исполнительница на гуслях — Олимпиада Никитина; музыковед Алексей Иванович Кандинский; исполнители — Алина Коршунова (ф-но), Перегудов Николай Андреевич (виолончель), Вера Горностаева (ф-но) и др. Существует предание, что на Даниловском кладбище был похоронен Арсений Аврамов, создатель первой фонограммы.

Нина Ивановна Покровская (1919-1997)

  Оперная певица советской эпохи, с 1947 по 1963 год — солистка Большого театра, Лауреат премии имени Сталина второй степени (1950), Заслуженная артистка РСФСР (1955).

  Родилась Нина Ивановна в Ивановской области, в городе Шуя. Мать с отцом были простыми рабочими, однако у девочки еще в детстве обнаружился музыкальный талант. Она участвовала в самодеятельности и пела в хоре, а после окончания восьмилетней школы поступила в Музыкальное училище города Иваново.

  Именно здесь окончательно сформировалось ее чудесное лирико-драматическое сопрано. Благодаря своему уникальному голосу Покровская в 1940 году легко поступила в Московскую консерваторию. А через год, когда началась Великая Отечественная война, девушка решила, что поддержка бойцов на фронте важнее учебы. Нина Ивановна поступила в Ансамбль песни и пляски НКВД, с которым неоднократно выезжала в действующие части Советской армии. По возвращении в Москву Покровская возобновила занятия в консерватории и начала выступать в Оперной студии. Здесь ею были исполнены партии Донны Анны в «Доне Жуане», Татьяны в «Евгении Онегине», Земфиры в «Алеко».

  В 1947 году молодую перспективную певицу приглашают в труппу Большого театра. Театральным зрителям того времени сразу пришлась по душе новая исполнительница: ее голос был проникновенным, обладал нежным тембром, а артистизм и глубокое понимание исполняемого произведения помогали ей создавать глубокий и содержательный драматический образ. Покровская блистала в таких операх, как «Демон» (партия Тамары), «Руслан и Людмила» (партия Гориславы), «Мазепа» (партия Марии), «Князь Игорь» (партия Ярославны), «Русалка» (партия Наташи).

  Как будучи солисткой Большого театра, так и после ухода со сцены Нина Ивановна вела активную концертную деятельность, много гастролируя по городам Советского Союза.

  Скончалась артистка в Москве в 1997 году, похоронена на Даниловском кладбище с родными, среди которых есть священники, врач, актер.

Анатолий Николаевич Садомов (1884-1942)

 105 - 3 Артист оперы (бас-кантанте) и камерный певец, заслуженный  артист РСФСР (1937). 

  Окончил Коммерческое училище К. Мазинга, с 1903 – в Московском музыкальном училищеще В.Ю. Зограф-Плаксиной. В 1911—12 брал в Москве уроки пения у М. Поли и Р.Ф. Нувель-Норди. Пел в опере в Киеве, Екатеринбурге, Петрограде (1910—1918).

  В Большом театре выступал с 1918 по 1941 год, исполнял басовый и некоторый баритоновый репертуар. Певец высокой музыкальной культуры.

OSDBzzz1u1I (2)

 

  Занимался в студии Большого театра, руководимой К. С. Станиславским. В русском оперном репертуаре — Пимен, Томский, Мельник, Варяжский гость, Гремин, Кочубей, Сальери.

В операх зарубежных композиторов — Нилаканта, Дон Базилио; граф Альмавива («Свадьба Фигаро»), Ганс Сакс («Мейстерзингеры»), Симон («Четыре деспота»;А Сен-Бри («Гугеноты»), Милорд («Фра-Дьяволо»). В опере «Декабристы» Золотарева — Николай I. 

  В 1918—41 – солист Большого т-ра. Лучшие партии: Князь Игорь, Владимир Галицкий (обе – «Князь Игорь» А.П. Бородина), Кочубей («Мазепа»), Гремин («Пиковая дама» обе – П.И. Чайковского), Дон-Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Партнерами С. были В.В. Барсова, А.М. Курганов, А.К. Минеев, Н.Н. Озеров, Е.А. Подольская, Н.П. Сыроватская, Х.В. Толкачев. С 1929 по 1941 часто гастролировал по СССР. В программе его концертов звучали в осн. арии и романсы, особен. успехом пользовалась в его исполнении «Блоха» М.П. Мусоргского. Со своим репертуаром часто звучал по Всес. радио. Жил во 2-м Голутвинском пер., 8.

  Скончался в 1942 году, похоронен на Даниловском кладбище с супругой. На могиле табличка — «охраняется ВТО»  (Всесоюзное театральное общество).

 Христофорова Надежда Федоровна (1880 — 1978)

Певица, музыкальный педагог.

Ее отец, Федор Анастасьевич Таци, был директором Севастопольского городского банка. Христофорова — ее фамилия по первому мужу, с ним она жила в Порт-Артуре, где и родилась дочь Галина (в 1904-м или 1905 г.). Училась пению у итальянского педагога. Около 1917 г. поступила преподавать пение в петроградский Народный дом, куда ее устроил Н. Н. Фигнер; там познакомилась с певцом А. Н. Садомовым, своим вторым мужем, получившим в 1918 г. приглашение в Большой театр.

До войны Садомов (бас-баритон) исполнял ведущие партии в спектаклях «Евгений Онегин» (Гремин), «Пиковая дама» (Томский), «Севильский цирюльник» (Дон Базилио) и др.; его имя пользовалось в 1930-е гг. немалой известностью. Он умер в 1942 г.
Надежда Федоровна была глубоко церковным, верующим человеком. Так, в пору закрытия и опустошения храмов, она с другими прихожанами пыталась спасти икону св. Иоанна Воина (из одноименной церкви на Якиманке). «Передавали друг другу. Прятали…» В церковь ходила, «пока позволяло здоровье». Когда у нее жил поэт Николай Клюев, они вместе, и не раз, посещали богослужение. На протяжении нескольких лет, 30-е годы, Надежда Федоровна, не задумываясь о собственной безопасности, исполняла свой христианский долг, безвозмездно отсылая в Нарым, в ссылку, поэту Николаю Клюеву — вещи, деньги, продукты и письма с напоминанием о Господе нашем Иисусе Христе.

Дожила Христофорова-Садомова Н.Ф. до глубокой старости и почила в 1978 году. Похоронена на 4 участке, рядом с мужем.

             Ольга Михайловна Трацевская (1923-2010)

img

tratsevskaya_om

Родилась и умерла в Москве.

Концертмейстер, музыкальный редактор. Отец – юрист, погиб в 1943 под Ленинградом. Будучи школьницей, Ольга Михайловна поступила по конкурсу в детский хор Большого театра, в составе которого участвовала в 1931–38 в оперных спектаклях «Богема», «Кармен», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка».

Вернувшись в 1944 в Москву из свердловской эвакуации, окончила Музыкально-педагогическое училище им. Гнесиных и поступила в Московскую консерваторию. Одна из любимых учениц В.В.Софроницкого. Работала хормейстером. Глубокое понимание музыки и собственное исполнительское мастерство позволяли Трацевской успешно выполнять с 1950-х обязанности концертмейстера, а затем редактора и комментатора музыкально-художественных передач ряда редакций Всесоюзного радио.

Тесные творческие отношения связывали ее с режиссером Р.М. Иоффе. К передачам последней, создаваемым по заказам редакции вещания для детей, Транцевская привлекала известных мастеров музыкального искусства. Со временем стала чаще готовить собственные передачи о музыке и музыкантах, со знанием дела используя приобретенную профессиональную аппаратуру. С 1992 авторитет и глубокие знания Транцевской позволили ей оказывать существенное влияние на качество музыкальных передач Государственной телерадиокомпании «Останкино». Много внимания уделяла подготовке литературно-аналитических передач о творческих судьбах своих современников-музыкантов на радио «Россия», в музыкальной студии «Лик».

Жила в Самарском пер., 24; в 1-м Волконском пер., 15 (не сохр.); с 1949 – в Столешниковом пер., 10; с нач. 2000-х – на Нагатинском бул., 3; на Нахимовском просп., 7. Похоронена на Даниловском кладбище с супругом (Санович Игорь Григорьевич, 1923 — 2010) и матерью, участок 10.

Соч.: Рядом с Софроницким // Арбатский архив. Т. 2. М., 2009.

Петр Яковлевич Ярков (1875-1945)

169011455 (2)

Пётр Ярков, собиратель народной песни и руководитель хора Бронницких крестьян, родился 15 (по старому — 27) августа 1875 года в деревне Сельцо Московской губернии в крестьянской семье.

  В детстве слушал народные песни в исполнении матери, позже сам обучался пению под руководством известного певца и балагура П. Я. Порошина. Продолжил учёбу в 1884-87 годах в земской школе. Обучался столярному делу в Москве в 1887-92 годах.

После Октябрьской революции принимал активное участие в культурной жизни родной деревни, был селькором. Работал журналистом в сельских газетах («Беднота», «Крестьянская газета», журнал «Сам себе агроном») и писал брошюры на сельскохозяйственные темы.

7bvLkPHxPoI

В 1919 году Ярков организовал собственный самодеятельный крестьянский хор, который выступил в 1921 году в Москве на собрании этнографической секции ГИМНа. Хор сумел развиться до профессионального московского коллектива в 1925-49 годах. Ярков сам составлял программы для концертов хора и давал к ним пояснения на концертах. В 1930 году хор Яркова занял первое место на Всесоюзной олимпиаде. У хора был выработан своеобразный исполнительский стиль.

 

Он дважды (в 1927 г. и 1938 г.) по ложному доносу обвинялся в шпионаже и дружбе с иностранцем. Его «раскулачивают», конфискуют дом и сельскохозяйственные орудия, и сажают в тюрьму (в 1927 – на 5 месяцев, а в 1938 г. —  на 22 месяца).

В поздние годы публиковал в музыкальных журналах статьи о своём хоре, народных песнях и др. Собирал тексты народных песен: запоминал все тексты и мелодии и распевал их в хоре. Позднее многие собранные им песни записала Анна Руднeва; она собрала и опубликовала «Русские народные песни Подмосковья, собранные народным певцом-умельцем П. Г. Ярковым с 1890 по 1930» (Москва-Ленинград, 1951, 1964). Ярков скончался 18 августа 1945 года в Москве. После его смерти до 1949 года хором руководила Руднeва.

Похоронен Петр Яковлевич на Даниловском кладбище (участок 4)  с родными.

Сергей Коржуков (1959-1994)

 

  Сергей Владимирович (Никитин), композитор и солист группы «Лесоповал», написал музыку более чем к 60 песням «Лесоповала».
Родился 12 февраля 1959 года в Москве.
После окончании медицинского училища два года проработал фельдшером на «Скорой помощи».   Затем закончил Химкинское музыкальное училище.
Играть на гитаре он начал с пятого класса. Любовь к музыке в конце концов и подвигла его бросить медицину и устроиться певцом в ресторан «Эрмитаж». Там он проработал 12 лет, пока не встретился с Михаилом Таничем.
Ранним утром 20 июля 1994 года Сергей Коржуков упал с балкона своего высотного дома в Москве. Смерть наступила мгновенно от разрыва аорты. Похоронен музыкант на Даниловском кладбище Москвы (участок № 19).
В 2002 году вышел альбом неизданных записей песен Сергея Коржукова, где он выступает не только как композитор, но и как автор текстов.

Кандинский  Алексей  Иванович (1918-2000)

kandinsky_ai

  Музыковед и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), доктор искусствоведения (1984). Родился в Москве, в семье врача. Внучатый племянник художника В.В. Кандинского .    В 1935–39 учился в музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова. Участник Великой Отечественной войны.

kandinsky_ai

  В 1948 окончил московскую консерваторию, затем — аспирантуру (1950). С 1950 преподавал в московской консерватории (в 1960–92 зав. кафедры истории музыки народов СССР, с 1974 — профессор). Специализировался на истории рус. музыки XIX — нач. XX вв. Последнюю работу (об опере «Хованщина» М.П. Мусоргского) Кандинский писал в больнице перед смертью.

  Воспитал много музыковедов и композиторов, среди которых: В.П. Павлинова, Н.Н. Сидельников, Е.Г. Сорокина. Автор ряда статей по истории музыки в журналах «Советская музыка», «Русская музыкальная литература», «Советский музыкант» и др. Ему принадлежат методические пособия, учебники и статьи для энциклопедий и словарей. В 1920­-е годы жил в Б. Калитниковском пер., 4; в последующие годы жизни — в Старопименовском пер., 4. Похоронен на Даниловском кладбище.

Сергей Владимирович Протопопов (1893-1954)

Rz9wxrAAjZo

  Композитор родился в Москве. После окончания медицинского факультета Московского Государственного Университета, он поступил в Киевскую консерваторию в класс композиции знаменитого теоретика и композитора Б.Л. Яворского, чьим последователем оставался на долгие годы. После окончания учебы он работал в Киеве, затем вновь перебрался в Москву, где работал в оперной студии Большого театра как хоровой дирижер и вел музыкальные дисциплины в средних учебных заведениях.

DfVExPJL9WA

  С 1938 по 1943 Протопопов преподавал теоретические предметы в Московской консерватории. Его основные сочинения, написанные с 1920 по 1933, используют технику новых ладов, основоположником которой является Яворский. Среди них — три фортепианные сонаты и множество романсов для голоса и фортепиано (в отдельных случаях для голоса и небольших камерных ансамблей) на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Липского, опера «Первая Конная». В 1920-х годах музыка Протопопова была широко известна в Советском Союзе и за рубежом, его сочинения исполнялись и публиковались в издательстве Музгиз и в московском отделении австрийского Universal Edition. С начала 1930-х музыка Протопопова перестает звучать в концертных залах под давлением властей, он оставляет свой новаторский музыкальный язык и переходит к традиционной тональной музыке академического плана. В 1948 Протопопов проделал работу по завершению «Предварительного Действа» по фрагментам эскизов Скрябина, следуя литературному тексту, написанному композитором (для двух фортепиано). Протопопов замышлял в дальнейшем сделать оркестровую версию этого сочинения, однако его преждевременная кончина помешала осуществлению этого замысла.

  Сергей Владимирович скончался в 1954 году, похоронен на Даниловском кладбище.

Вера Васильевна Горностаева (1929-2015)

 

 Советская пианистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1988). Ученица Г. Г. Нейгауза. Выступала с концертами, гастролировала за рубежом: 2-я премия на Международном  конкурсе пианистов (Прага, 1950).  

  Вера Горностаева в 1952 году закончила МГК имени П. И. Чайковского, а в 1955 году — аспирантуру по классу фортепиано. С момента окончания аспирантуры Московской консерватории в 1955 года преподавала в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1955−1959).   С 1959 года В.В.  Горностаева работала в Московской консерватории (с 1971 профессор).  

  Среди учеников Веры Горностаевой: Этери Анджапаридзе, Павел Егоров, Сергей Бабаян, Дина Иоффе, Валерий Сигалевич, Марат Губайдуллин, Вадим Агеев, Семен Кручин, Александр Палей, Александр Слободяник, Михаил Ермолаев, Ирина Чуковская, Вадим Холоденко, Карен Корниенко, Андрей Гугнин, Иво Погорелич.

  Прах пианистки предан земле на Даниловском кладбище с родными.

Александр Львович Иохелес (1912 — 1978)

135436

Пианист, педагог. Профессор (1946, в Московской консерватории — доцент, 1936).

Родился 27 февраля 1912 года в Москве.

Профессиональное обучение музыке Иохелес начал с 8 лет под руководством Э. Г. Гельмана. В 1925 году поступил в Муыкальный. техникум им. Гнесиных, который окончил за 3 года. В 1928 году был принят сразу на 2-й курс Московской консерватории в класс К. Н. Игумнова (специальное фортепиано) и класс А. Ф. Гедике (камерный ансамбль). С 1931 года, по предложению Гедике, начал работать в косерватории в качестве ассистента кафедры камерного ансамбля. В 1932 году кончил Московскую консерваторию с занесением его имени на мраморную доску выдающихся выпускников. В 1932–42 годах преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и камерный ансамбль. С 1934 года — артист Московской филармонии, гастролировал во многих городах СССР, записывался на радио, выступал по ЦТ.

IMG_7444

С 1930-х годов выступал в ансамбле со скрипачем М. Л. Затуловским, виолончелистами В. Л. Кубацким, С. И. Кнушевицким, певицей Н. Л. Дорлиак. В 1943 году участвовал в создании фортепианного трио Московской областной филармонии в составе: М. И. Затуловский (скрипка), Г. Д. Цомык (виолончель). Известностью пользовался также дуэт Иохелеса с певицей Н. Розановой, исполнявший вокальные циклы Р. Шумана и Г. Малера.

С 1946 года — профессор Тбилисской консерватории. С 1956 года до конца жизни преподавал в ГМПИ им. Гнесиных, заведовал одной из фортепианных кафедр института (1965—72). Среди учеников: Ф. Айзенберг, Е. Ашкенази, А. Бергнардт, Т. Загоровская, О. Майзенберг Австрия), М. Маршак, А. Мдонянц, В. Рухман, Л. Саникидзе. Широкую известность получили педагогические комментарии Иохелеса с последующим исполнением сочинений, которые представляли собой некий моноспектакль. На их основе возник ряд исследований Иохелеса — «Эволюция сонатной формы в творчестве Бетховена», «Забытые произведения И. С. Баха» (рукописи).
Лауреат 1-го Всесоюзн. конкурса музыкантов–исполнителей (Москва, 1933, 2-я премия).

Сочинения: О сонате Бетховена ор. 109 // Фортепианная педагогика и исполнительство / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXXIII. М., 1978); Ф. Шуберт. «Семь пьес». Реконструкция. М., 1985.

Умер 19 июня 1978 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.


Алина Коршунова

>

  В мире музыки талантливых людей, как звезд на небе, но по-настоящему гениальные рождаются раз в столетия. Они приходят, как небесное явление и уходят также скоро и внезапно.
  Дар Алины Коршуновой не поддавался оценке самых искушенных критиков. Девочка начала играть в 5 лет, с сольными концертами начала выступать в 9. Алину знали во всем мире, она играла для Папы Римского, для Королевы Елизаветы, на главных сценах Австрии,Франции,Германии… Любимым композитором Алины был Бах.

Умерла пианистка в возрасте 16 лет от саркомы тазобедренной кости. Владимир Спиваков приложил все усилия к спасению девочки, его фонд выделял миллионы на ее операции, но попытки музыканта оказались тщетны… Господь забирает лучших. Похоронена на участке 18, с родными.

GT67Gl9X1NA

Зал весь в внимании. Итак, давайте! Мы в нетерпении…

Иные прочат меня в таланты, иль сразу в гении.

Не по аллеям хожу — по слухам и по овациям.

Все залы мира — к моим услугам, не разорваться!

От напряжения цветы роняю, что так прекрасны

Двуцветны клавиши у рояля, а столько красок,

Непостижимо шальных и горьких, и что ж поделать?

Себе на радость, или на горе их разглядела.

Какое счастье, не оторваться, какая драма!

И как поверить, в свои двенадцать я старше мамы?!

И старше зала, и старше сцены,

Но беспокойно перестрадаю судьбу Шопена

За час какой-то взметну ,как крылья,

В полете руки, пусть улетают.

Я стану цветом, я стану звуком…

Меня не станет.

Олимпиада Никитина (1910-1985)

nikitina-op

_lVuUz_AeJY

  Олимпиада Павловна Никитина — из музыкальной семьи. Ее братья — Сергей, Трифон, Михаила и Петр Павловичи были  даровитые, инициативные, теоретически и технически хорошо подготовленные музыканты, которые в 20-х годах вошли в  великорусский оркестр П.И. Алексеева.

  Значительно позже (но не позднее 1934 года) в оркестре П.И. Алексеева появилась и сестра — Олимпиада Павловна Никитина, с 1956 года заслуженная артистка РСФСР. Она выступала в дуэте гуслей вместе с народной артисткой РСФСР В.Н. Городовской более 30 лет, Олимпиада Павловна — на клавишных, а Вера Николаевна — на щипковых гуслях.

                                              Эрих Кролле (1927-1964)

КРОЛЛЕ (КРОЛЛЬ) ЭРИК ЭРНЕСТОВИЧ (12.08.1927-09.11.1964) – конструктор, бард, исполнитель блатных песен родился в Эстонии. По существующей информации окончил 8 классов, во время войны воевал в штрафном батальоне. Был в учебке на электронике, конструировал морские приборы. Увлекался шахматами и прыжками с парашюта. Принято считать, что Эрик Кролле один из первых начал записывать блатные песни на магнитофон, они получили широкую известность и хождение по стране. Писал песни Эрик Кролле на свои стихи, но стал известен именно благодаря исполнению блатных песен, существует много пленок с записями песен под гитару. Так же эти записи ходили под именами Федорова, Макасовича и других. Погиб, разбившись на мотоцикле в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище, участок 29.
Михаил Дюков

.

.

                            Гарпф Михаил Иосифович (1916-1983)

0_5f801_52f57970_XL

 

…В большой дружбе с Кандатом был также тромбонист Михаил Гарпф («где бы мы ни останавливались в гостинице, я всегда поселялся вместе с ним в одном номере»), и он позже, узнав о наших отношениях с Орестом, уже после его смерти, подарил мне целый ряд старых редких фотографий с Кандатом, с которым проработал около двух десятилетий. Внимательный, добрый человек, он готов был оказать мне любую помощь в память о своем (и нашем общем) друге. Михаил Иосифович был, наверное, старейшим по стажу утесовцем, так как пришел он в оркестр еще в оркестр еще в 1940 г. и, доработав в нем до пенсии, остался там в качестве кладовщика, но в конце 1983 г. не стало и его. Похоронен на Даниловском кладбище, участок 29.

IMG_5168
В году, кажется, 1970-м Утесов с оркестром был в Воронеже последний раз. Пел сидя, и вообще после своего 75-летия сам он выезжал нечасто, если только недалеко, например, в Ленинград. Оркестром дирижировал Константин Певзнер. Были они здесь у нас несколько дней, выступали в самом лучшем ДК города, и как-то в один из вечеров Ривчун пригласил меня зайти к ним в гостиницу. Дело было под пасху, и в номер к Александру Борисовичу на мацу пришли Гейгнер и Гарпф. Я услышал множество интереснейших историй и биографических былей о хороших и худых временах, о переплетении судеб в мире нашего джаза, о больших музыкантах и больших оркестрах. Им было что вспомнить и что рассказать, а для меня это был редкий, незабываемый вечер, и потом я страшно жалел, что с собой не взял диктофон. Но все равно концентрированное биополе трех этих джазовых ветеранов зарядило меня сильно и надолго.  http://www.jazz.ru

Юрий Верменич

Июль 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
©